Найти тему

Перспективы принятия политических решений в Кыргызстане

 Фото: today.kg
Фото: today.kg

Перспективы принятия политических решений в Кыргызстане улучшились, поскольку парламент, похоже, поддержал президента Сооронбая Жээнбекова в его борьбе со своим предшественником. Риски краха коалиционного правительства или того, что Жээнбекову придется править без поддержки парламента, существенно снизились, когда парламент подавляющим большинством проголосовал за снятие неприкосновенности с бывшего президента Алмазбека Атамбаева.

В этой связи риски для социальной стабильности возросли, поскольку его политические и правовые возможности для предотвращения судебного преследования, по-видимому, исчерпаны, Атамбаев может прибегнуть к более крайним мерам, таким как сплочение сторонников или разжигание исторической напряженности между Севером и Югом.

Перспективы развития политической среды в Кыргызстане улучшились за последние месяцы на фоне признаков того, что члены парламента сплотились вокруг президента Соонронбая Жээнбекова в его борьбе со своим предшественником Алмазбеком Атамбаевым. Бывшие союзники распались вскоре после того, как Жээнбеков, который был выбран Атамбаевым в качестве доминирующего кандидата Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК), выиграл президентские выборы 2017 года.

Были признаки того, что борьба за влияние между двумя политиками грозила просочиться в СДПК (председателем которой остается Атамбаев) и разорвать партию на части. Однако последние события свидетельствуют о том, что Атамбаев не имеет большого влияния среди парламентариев, или то влияние, которое он имел, ослабло.

Таким образом, риски распада коалиции во главе с СДПК или значительного политического препятствия со стороны союзников Атамбаева в парламенте значительно снизились.

В результате Fitch Solutions увеличили “директивный” компонент индекса краткосрочных политических рисков (STPRI) до 60,0 из 100, по сравнению с 50,0 ранее.

Действительно, парламент подавляющим большинством голосов в апреле проголосовал за снятие неприкосновенности с экс-президентов, которые подозреваются в совершении тяжкого преступления. Хотя были подняты вопросы о том, будет ли закон применяться к Атамбаеву, учитывая, что парламентское одобрение требуется для расследования любых предполагаемых преступлений предыдущих президентов, эти сомнения были сняты в середине июня, когда 103 депутата из 120 поддержали обвинения, выдвинутые Генеральным прокурором против Атамбаева. Это фактически снимает с бывшего президента иммунитет, то есть ему придется защищаться от обвинений, которые включают коррупцию, злоупотребление служебным положением и незаконное обогащение.

Хотя риски распада коалиции и политической инерции уменьшились, вероятность возникновения нестабильности, связанной с борьбой за власть между этими двумя людьми, возросла. Атамбаев отказался явится по трем повесткам на допрос, связанным с обвинениями в его адрес. Вместо этого бывший президент собрал сторонников на своей усадьбе под Бишкеком, заявив, что обвинения являются политически мотивированными и что он не признает решение о лишении его неприкосновенности.

В качестве попытки избежать судебного преследования, Атамбаев может прибегнуть к тактике сильной руки, чтобы сорвать процесс. Действительно, он официально заявляет, что у него есть оружие, в то время как его сторонники предположили, что они готовы защищать его от любой попытки арестовать его. В более широком смысле, существует пропасть между более богатым, более космополитичным Севером (откуда родом Атамбаев) и более социально консервативным Югом (родной регион Жээнбекова), и Атамбаев может попытаться сыграть на этой напряженности в попытке защитить себя. На этом фоне Fitch Solutions сократили компонент “социальная стабильность” оценки STPRI до 47,5 из 100, по сравнению с 57,5 ранее. Это изменение компенсирует вышеупомянутое изменение, и поэтому совокупный STPRI Кыргызстана остается на уровне 55.2.