Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Андрей Надгорный
Более 20 лет в российской сфере образования осуществляется беспрерывный поиск средств, способных привести российское образование в соответствие с лучшими мировыми стандартами. Хотя…Стандарт, это же устоявшийся образец, а как можно говорить о чём-то устоявшемся в беспрерывно меняющимся мире?.. Но это так, лирическое отступление первое. Последним таким средством является цифровизация образования, под которой понимается огромнейший спектр информационно-коммуникативных технологий и форм их использования. Здесь лирическое отступление второе, а именно воспоминания…
Давным давно, когда я ещё учился в университете, то изучали мы такой предмет «Методика преподавания истории и обществоведения в школе». Для тех, кто не знает или не помнит, тогда понятия ИКТ не было. Было понятие ТСО, технические средства обучения. Диапроектор, кинопроектор, видеомагнитофон, телевизор и т.д.
Так вот, наш преподаватель утверждал, что хорошему учителю нужны только три ТСО: доска, мел, влажная тряпка. При этом он ссылался на опыт Сократа, Платона и Аристотеля.
Поразмыслив, мы согласились с преподавателем, потому что их единственным, если можно так сказать, техническим средством обучения была их устная речь.
Возникает вопрос, а столь ли необходимы современному учителю информационно-коммуникативные технологии, а конкретно цифровизация? На мой, исключительно субъективный взгляд, необходимы крайне. Почему? Мир изменился. XXI век начался с вторжения интернета в каждый дом, возможности информационного поиска расширились невероятно. Изменились люди. Изменились межличностные отношения. Это новые вызовы для учителя, считающего себя профессионалом. Хотя, пожалуй, уже и не такие новые. Но тем не менее цифровизация для большинства учителей представляется чем-то новым.
Что учителя думают о цифровизации?
Да разное они думают. «Новая напасть на наши головы», «а что тут нового, фильмы и презентации давно показываем», «это такая классная вещь, наконец-то будет чем занять детей» и т.д. и т.п. — все эти мнения имеют под собой основание, но проблема в том, что основание это субъективно, так как основано в значительной степени на личном опыте. Но истина, которая редко бывает абсолютной, скорее относительной, т.е. где-то посередине. А чтобы её найти надо рассмотреть понятие цифровизации с точки зрения возможностей.
Какие возможности для своей деятельности учитель видит в ней?
Это не только уже традиционные демонстрация презентаций и фильмов, электронные журналы, школьные информационные сайты. Принципиально новым являются:
- Доступ к электронным учебникам, пособиям и другим источникам для всех субъектов образовательного процесса;
- Возможность дистанционной формы организации учебного процесса;
- Технически обеспечиваемая индивидуализация образования.
Но, как и всё в этом мире, цифровизация несёт с собой в учительские массы и сложности.
С какими сложностями сталкиваются учителя?
Сложности эти имеют характер как объективный, так и субъективный. Объективные сложности — это наличие технических возможностей у школы. Не каждая школа имеет компьютеры, проекторы, интерактивные доски в каждом кабинете. Не в каждой школе есть доступ к интернету с нормальной скоростью. Но объективные сложности решаемы. Дело только в финансировании. Гораздо более проблемными выглядят сложности субъективные, а именно:
- Кто и каким образом будет формировать электронную образовательную среду (методическое обеспечение, платформы и программное обеспечение), если единого образовательного пространства нет по закону? Проблема? Если это будут делать субъекты федерации или муниципальные образования, то хватит ли у них для этого ресурсов? Имеются ввиду ресурсы не только финансовые, но и интеллектуальные. У Москвы они есть, но Москва одна. Налицо разница в возможностях, и это тоже есть проблема.
- Готовы ли родители и ученики к тому, что в условиях внедрения цифровизации степень контроля со стороны учителя снизится, т.е. возникает проблема личностной ответственности за результаты обучения? Действительность демонстрирует удивительные примеры. Разместишь домашнее задание в интернете, или онлайн-тестирование, каких только причин его невыполнения не услышишь! От отключения света до отсутствия гаджетов из-за малообеспеченности. Пока государственная образовательная политика и практика строится на идее нормативной безответственности ученика и родителей за качество своего обучения на основе тотальной ответственности учителя. Но такое положение и цифровизация несовместимы. Вот ещё одна проблема.
- И на последнем месте тоже как бы проблема. Готовы ли учителя к цифровизации? В обществе существует мнение, что учителя в своей основной массе вообще ретрограды и не умеют пользоваться информационными технологиями, да и учиться не хотят. К сожалению, к формированию этого мнения причастны как государственные чиновники, так и СМИ, так и представители образовательной элиты. Это мнение глубоко ошибочно. Его инициаторы просто крайне далеки от реальной школы, поэтому не знают, что учителя крайне дисциплинированны. Достаточно приказа. И не нужно никому дорогостоящих курсов (кроме тех, кто их организует). Учителя прекрасно владеют технологией самообразования. Таким образом, решение этой проблемы лежит в сфере управления образованием, а не в сфере психологии и профессиональной подготовки учителя.
Итак, подведём краткий итог. Цифровизация несёт с собой ряд проблем, решение которых в большей степени зависит от государства, а точнее органов управления образованием, а не от учителя. Почему? Потому что учителя давно используют цифровые инструменты в своей деятельности.
Какие же цифровые инструменты уже помогают им в работе?
В аспекте аппаратного обеспечения — это компьютерная техника разных видов (от ПК до смартфона), мультимедийное оборудование, сетевая периферия. В аспекте программного обеспечения — это офисные, сетевые, мультимедийные приложения, средства дистанционного обучения и коммуницирования.
Как же меняется роль педагога в мире, где цифра меняет всё?
В условиях открытого доступа к источникам образовательной информации, возрастания личностной ответственности за выбор и осуществление своего образования роль учителя не может оставаться прежней, а именно в качестве транслятора информации и организатора обучения. Учитель должен стать соорганизатором личностного самообразования, скорее консультантом , а не преподавателем. Правда, для этого необходимы изменения в государственной образовательной политике и управленческой практике, всей системы организационно-методического обеспечения образовательного процесса на нормативном уровне.
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»