История возникновения бронетехники знает немало курьезов. В числе их стоит отметить возникновение первых передвижных бронированных башен, ставшими прототипами элементов последующих танков. Речь сегодня пойдет о так называемом передвижном бронированном лафете или бронированной карете (fahrbare Panzerlafette), разработанной немецким инженером Германом Грузоном и майором Шуманом в 1885 году.
Установка представляла собою металлический цилиндр со сферической крышей, внутри которой помещался артиллерист и орудие. Имела бронирование, достигавшее 25 мм в верхней купольной части, способное защитить от пуль и осколков. В качестве вооружения служила 57-мм (в некоторых модификациях 37-мм и 53-мм) орудие, позволявшее вести огонь вокруг себя, то есть на все 360 градусов. В варианте с 53-мм пушкой стрельба велась снарядами массой 1,75 килограмма с начальной скоростью 495 м\с. Углы наведения орудия составляли от -5° до +10° по вертикали. Фактически конструкция представляла собою бронемодуль, который в силу своей компактности можно было устанавливать на повозку и с помощью конной тяги оперативно перебрасывать на местности. Чем не бронетачанка?
Таким образом, ее можно было использовать как мобильного фортификационного элемента, которым можно было дополнять полевые и крепостные укрепления. Собственно, в крепостном варианте конная повозка не требовалось и эта орудийная бронебашня или закреплялась на грунте или передвигалась на 60-мм рельсах как вагонетка.
Второй вариант ее использования - полевой, когда рассматриваемый бронелафет Грузона-Шумана на повозке с конной тягой доставляли на позицию и зарывали в окопе по самую башню, оставив только выход для артиллериста. Таким образом, эта бронекапсула выполняла функции вкопанного в землю танка.
Для своего времени это оружие показало свою эффектность и оправдывало себя как мобильных элемент фортификации. Начиная с 1885 года правительство Германии потратило более 5,5 млн. рейхсмарок на закупку этих бронелафетов для собственных нужд. Всего было изготовлено около 300 таких бронекарет, из которых 200 нашли свое место в приграничных районах Германии, а многие поставлялись за рубеж в Данию, Швейцарию, Румынию, Болгарию и Османскую империю.
Устройство прекрасно зарекомендовало себя во время 2-й Балканской войны в 1913 году на стороне Болгарии, которой было поставлено около 30 подобных бронемодулей. Тем не менее, несколько все же было захвачено сербами и использовалось ими в качестве трофеев.
Последний раз бронелафеты Грузона-Шумана применялись во время Первой мировой войны, при этом нередко ставились в кузов грузовика, служа в качестве импровизированного бронеавтомобили или размещались на платформах бронепоездов. До наших времен в музеях сохранилось всего лишь несколько экземпляров этих прообразов будущих танков.