Найти в Дзене
Таманский танковый

Бронетачанка - прообраз танка на конной тяге

Передвижная бронекапсула с 57-мм орудием.
Передвижная бронекапсула с 57-мм орудием.

История возникновения бронетехники знает немало курьезов. В числе их стоит отметить возникновение первых передвижных бронированных башен, ставшими прототипами элементов последующих танков. Речь сегодня пойдет о так называемом передвижном бронированном лафете или бронированной карете (fahrbare Panzerlafette), разработанной немецким инженером Германом Грузоном и майором Шуманом в 1885 году.

Установка представляла собою металлический цилиндр со сферической крышей, внутри которой помещался артиллерист и орудие. Имела бронирование, достигавшее 25 мм в верхней купольной части, способное защитить от пуль и осколков. В качестве вооружения служила 57-мм (в некоторых модификациях 37-мм и 53-мм) орудие, позволявшее вести огонь вокруг себя, то есть на все 360 градусов. В варианте с 53-мм пушкой стрельба велась снарядами массой 1,75 килограмма с начальной скоростью 495 м\с. Углы наведения орудия составляли от -5° до +10° по вертикали. Фактически конструкция представляла собою бронемодуль, который в силу своей компактности можно было устанавливать на повозку и с помощью конной тяги оперативно перебрасывать на местности. Чем не бронетачанка?

Фото бронелафета Германа Грузона
Фото бронелафета Германа Грузона

Таким образом, ее можно было использовать как мобильного фортификационного элемента, которым можно было дополнять полевые и крепостные укрепления. Собственно, в крепостном варианте конная повозка не требовалось и эта орудийная бронебашня или закреплялась на грунте или передвигалась на 60-мм рельсах как вагонетка.

Крепостной вариант бронелафета Шумана
Крепостной вариант бронелафета Шумана

Второй вариант ее использования - полевой, когда рассматриваемый бронелафет Грузона-Шумана на повозке с конной тягой доставляли на позицию и зарывали в окопе по самую башню, оставив только выход для артиллериста. Таким образом, эта бронекапсула выполняла функции вкопанного в землю танка.

Бронелафет Грузона-Шумана вкопанный в землю
Бронелафет Грузона-Шумана вкопанный в землю

Для своего времени это оружие показало свою эффектность и оправдывало себя как мобильных элемент фортификации. Начиная с 1885 года правительство Германии потратило более 5,5 млн. рейхсмарок на закупку этих бронелафетов для собственных нужд. Всего было изготовлено около 300 таких бронекарет, из которых 200 нашли свое место в приграничных районах Германии, а многие поставлялись за рубеж в Данию, Швейцарию, Румынию, Болгарию и Османскую империю.

Бронекарета на конной тяге
Бронекарета на конной тяге

Устройство прекрасно зарекомендовало себя во время 2-й Балканской войны в 1913 году на стороне Болгарии, которой было поставлено около 30 подобных бронемодулей. Тем не менее, несколько все же было захвачено сербами и использовалось ими в качестве трофеев.

Фото дошедшей до наших времен бронелафета Шумана
Фото дошедшей до наших времен бронелафета Шумана

Последний раз бронелафеты Грузона-Шумана применялись во время Первой мировой войны, при этом нередко ставились в кузов грузовика, служа в качестве импровизированного бронеавтомобили или размещались на платформах бронепоездов. До наших времен в музеях сохранилось всего лишь несколько экземпляров этих прообразов будущих танков.