Найти тему
Владимир Зима

Знать – не значит уметь

Каждый из нас обладает массой знаний. Это и исторические факты, и интересные подробности из жизни животных, и строчки из песен, и имена актеров и многое другое, что называют кругозором. Но большая часть этого багажа никогда не превращается в действия. Мы же поговорим об освоении тех знаний, которые формируют поведение.

Знание передается путем углубления в концепцию на уровень деталей. Оно является ориентиром для совершения действий и указанием о том, в каком порядке и с какими ограничениями они выполняются.

Например, чтобы проявить поведение «пришел на работу вовремя», сотруднику нужно знать во сколько начинается рабочий день. Эта, вроде бы, простейшая деталь в данном случае не менее важна, чем навык прямохождения и умение выбирать маршрут. Ведь она является той отправной точкой, на которую будет ориентирован весь комплекс поведения.

Так же, как не все осознанные концепции превращаются в систему знаний, нужных для их реализации, так и не все знания становятся умениями. Ведь умение - это знание, многократно примененное на практике. И только когда действие, основанное на знании, будет доведено до автоматизма, оно превратится в умение.

Часть знаний остается ориентирами и ограничениями. А трансформируется в умение только изученный и опробованный алгоритм – порядок действий. Однако, это не умаляет важности ориентиров.

Естественно, на преподавание знаний уходит намного больше времени и усилий, чем на передачу концепции.