Всем привет, это Никита Нефёдов. Как-то вдруг я осознал, что немало произведений озаглавлены «Записками...». Из любопытства покопавшись в сети, я не нашёл каких-либо списков или подборок, поэтому решил собрать их сам. Представляю вам первую часть самых-самых «Записок...» русской литературы...
О том, как Гоголь с ума сходил...
«Запи́ски сумасше́дшего» — повесть Николая Гоголя, написанная в 1834 году и впервые опубликованная в сборнике «Арабески» в 1835 году, под названием «Клочки из записок сумасшедшего». Входит в цикл «Петербургских повестей».
Произведение представляет собой дневник петербургского чиновника, каждая запись которого отражает и обличает быт и нравы привилегированного сословия столицы. По ходу повествования главный герой постепенно сходит с ума, что отражает стиль и содержание записок.
При написании повести Гоголь вдохновлялся личными впечатления от государственной службы, а также рассказами своего знакомого о психологии сумасшедших.
«Записки сумасшедшего» стоят особняком в творчестве Гоголя: ни по форме, ни по содержанию они не имеют аналогов, однако продолжают тему «маленького человека», которой посвящён петербургский период творчества.
«Возьмите „Записки сумасшедшего“, этот уродливый гротеск, эту странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и человеком, жалкою жизнию, жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости, достойную кисти Шекспира: вы ещё смеетесь над простаком, но уже ваш смех растворен горечью; это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит, и возбуждает сострадание»
Виссарион Белинский | «О русской повести и повестях Гоголя»
О том, как Тургенев в деревне охотился...
«Запи́ски охо́тника» — сборник произведений Ивана Тургенева, печатавшихся с 1847 года по 1851 в журнале «Современник», а в 1852 году опубликованных отдельным изданием. Значительно позже к основному корпусу цикла Тургенев присоединил ещё три произведения.
Начало небольшому циклу положил рассказ «Хорь и Калиныч», написанный для первого номера «Современника», который перешёл под крыло Некрасова и Панаева. Произошло это в середине октября 1846 года.
Всё лето того года Тургенев провёл в Спасском-Лутовинове, где почти не касался пера, но много охотился. «Хорь и Калиныч» был написан им в ответ на просьбу новой редакции Современника заполнить первый номер журнала. Тогда у автора не было ни мыслей о цикле, ни какого-то общего замысла. Рассказ был опубликован с подзаголовком «Из записок охотника» по предложению Панаева.
Материала, накопленного за время пребывания в деревни, Тургеневу хватило в итоге на несколько лет работы, в течение которых окончательно сформировался замысел цикла. Каждый новый рассказ оставался самостоятельным произведением, однако все их объединяла фигура рассказчика, который то оставался наблюдателем, то непосредственно участвовал в историях.
Спустя год после публикации последнего рассказа в «Современника», «Записки охотника» вышли отдельным изданием. Причём публикация вышла боком для чиновника цензурного ведомства: давшего добро на выпуск книги Владимира Львова сняли с должности.
«Так как статьи, которые первоначально не представляли ничего противного цензурным правилам, могут иногда получить в соединении и сближении направление предосудительное, то необходимо, чтобы цензура не иначе позволяла к печатанию подобные полные издания, как при рассмотрении их в целости»
Из специального распоряжения чиновникам цензурного ведомства.
О том, как Толстой в Петербурге проигрался...
«Записки маркёра» — частично автобиографичный рассказ Льва Толстого, написанный в 1853 году и опубликованный в 1855 году в журнале «Современник». Повествование здесь ведётся от лица маркёра, прибывшего из деревенского имения в Петербург, которого увлечение трактирной жизнью столицы привели к не самому благополучному окончанию поездки.
Лев Николаевич написал рассказ в сентября 1853 года во время пребывания в Железноводске, куда приехал повидаться с приехавшей туда же сестрой. В то время тяжело шла работа над третьей редакцией "Отрочества". Но вот рассказ Толстой написал быстро — два дня ушло на черновик, ещё два дня на правку.
Из дневника
13 сентября: «Утром была тоска страшная ... пришла мысль З[аписок] М[аркера], удивительно хорошо, писал, ходил смотреть Собрание и опять писал З[аписки] М[аркера]. Мне кажется, только теперь я пишу по вдохновению; от этого хорошо.»
14 сентября: «Окончил начерно и вечером написал лист набело. Пишу с таким увлечением, что мне тяжело даже: сердце замирает.»
15 сентября: «Утро писал, не обедал, гулял... С 8 (вечера) писал до 11. Хорошо, но слишком неправильный слог. Больше половины написано.»
16 сентября: «Молодец! Я работал славно. Кончил.»
Уже на следующий день Лев Николаевич отослал рукопись Некрасову, но через месяц стал переживать, что не достаточно проработал форму. В последнем номере «Современника» за 1853 год было объявлено, что рассказ Толстого будет напечатан в первом полугодии 1854 года, а в феврале Некрасов в письме подтвердил сомнения Льва Николаевича насчёт формы.
Их переписка затянулась из-за плохой работы почты и постоянной смены адресов Толстым. Цензурное разрешение на печать рассказ получил только в декабре 1854 года, и был опубликован уже в январе 1855 год с подписью «Л. Н. Т.».«Записки маркёра» были опубликованы без авторской доработки, но с сильной цензурной правкой, касавшейся, впрочем, только лишь брани, упоминаний дуэлей, пьянства, ругани и рукоприкладства. Больше всего от цензуры пострадала записка Нехлюдова.Ущерб был устранён Толстым через полтора года, когда Некрасов решил включить произведение в сборник «Для легкого чтения». При этом добавились целые абзацы, которых не было в журнальной версии, а также в два раза выросла записка Нехлюдова. В этот раз сборник был одобрен цензурой, благодаря смягчившейся при новом императоре цензуре.
Цель автора нельзя назвать иначе как благонамеренною: без сомнения, этим язвительным рассказом, написанным с замечательным дарованием, он хотел представить печальную картину, в предостережение и назидание для читателей, разврата и гибели, до которых может довести праздная, гулевая, особенно трактирная жизнь в Петербурге. Несмотря, однако же, на такую нравственную цель и даже, может быть, на самую нравственную истину этого рассказа ... рассказ представляется мне напечатанным в противность ценсурных правил, на том основании, что в отмеченных мною местах, более или менее, нарушается нравственное приличие. Особенно неблаговидно еще то, что этот рассказ выходит из пера трактирного слуги о дворянах, в числе которых главное лицо, по праву его происхождения и состояния, представлено принадлежащим к высшему петербургскому обществу. Из рапорта цензора Н.Родзянко на имя министра народного просвещения.
Понравился материал? Дайте знать вашим литературным лайком и поделитесь статьёй с друзьями. Пишите в комментариях, какие «Записки...» попадались вам на глаза в последнее время.
В следующих статьях расскажу вам о «Записках...» одного из двух главных бородачей русской литературы и самой популярной детской писательнице дореволюционной России. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить!
Ждут вашего внимания: