Найти тему
Кисик расскажет

16 фактов о фресках Сикстинской капеллы, которые знают не все экскурсоводы

Фрески на потолке Сикстинской капеллы - одно из крупнейших произведений эпохи Возрождения, которые все еще можно увидеть сегодня. Его размер, который составляет 1/6 размера футбольного поля, абсолютно умопомрачителен, особенно если задуматься о том, что все картины были завершены менее чем за 5 лет. Интересно, что Микеланджело, считавший себя скульптором, но не художником, никогда раньше не писал фрески. Может быть, именно поэтому этот великий итальянский скульптор не очень стремился работать над часовней. Но некоторые биографы считают, что именно желание доказать свое мастерство в конечном итоге заставило его согласиться на эту работу.

Мы решили узнать больше о творчестве этого гениального художника, которое ежедневно посещают до 30 000 человек.

Сикстинская капелла в Ватикане была построена в период с 1473-1481 гг. по приказу Папы Сикста IV, в честь которого была названа часовня. Для настенной росписи на стенах часовни были приглашены самые известные художники того времени, в том числе Сандро Боттичелли. Потолок тоже привлек к себе много внимания: художник Пьерматтео д'Амелия рисовал золотые звезды на синем фоне.

В 1504 году на потолке появились трещины, которые были заделаны кирпичом. Но папа Юлий II решил снова украсить потолок, и в 1508 году знаменитый Микеланджело Буонарроти из Флоренции начал работать над своим величайшим творением.

С 1871 года Сикстинская капелла является единственным местом, где проводятся выборы новых пап. Это место, где поднимается белый дым, сигнализирующий о том, что новый глава Католической церкви вскоре будет представлен миру.

  • Несмотря на распространенное заблуждение, Микеланджело не делал работу лежа на какой-то палубе, а стоял, запрокинув голову. Работа над фреской (и мы не преувеличиваем) стоила художнику его здоровья (хотя в тот момент, когда он начинал в 1508 году, ему было всего 33 года). У него развилась ушная инфекция из-за краски, которая попала на его лицо, а также у него был артрит и сколиоз. Более того, из-за отсутствия света во время процесса Микеланджело мог читать текст, только если он поднимал его высоко над головой.
  • Микеланджело работал, используя технику аффреско: техника включала покрытие потолка таким количеством штукатурки, которое планировалось покрыть картинами за один день. В отличие от техники al secco, где вы рисуете на сухой штукатурке, affresco позволяет создать что-то, что будет служить дольше. Если оштукатуренная поверхность не была окрашена в тот день, когда она была нанесена, ее удаляли, а на следующий день штукатурку снова накладывали. Некоторые части фрески были выполнены Аль Секко, что привело к тому, что во время реставрации 1980-1994 годов тени от некоторых фигур и глаз исчезли.
Рядом с головой и рукой можно увидеть линию гипса, которая была нарисована до того, как Микеландженло начал этот кусок фрески
Рядом с головой и рукой можно увидеть линию гипса, которая была нарисована до того, как Микеландженло начал этот кусок фрески
  • Некоторые люди считают, что Микеланджело создал все картины лично. Однако данные, собранные во время реставрации в 1980-1994 годах, говорят о том, что по крайней мере 3 других человека помогли великому художнику нарисовать путти (картины мальчиков часто писали в эпоху Возрождения) и архитектурные детали.
  • По бокам центральных сцен фрески Микеланджело разместил изображение 7 пророков Израиля и 5 Сивилл — оракулов, которые в Древней Греции умели предсказывать будущее. Было 10 сивилл, и мы до сих пор не знаем, почему художник выбрал именно эти 5. По одной из версий, они символизируют разные места на Земле.
Дельфийская Сивилла
Дельфийская Сивилла
  • Благодаря особому методу, который использовал Микеланджело, фрески создают впечатление, что истории разделены архитектурными элементами (такими как пилястры, края и выступы). Но на самом деле все они нарисованы с использованием техники trompe-l'ilil (что означает “обмануть глаз”), где художник создает псевдо-3D изображения на плоской поверхности.
  • Работая над фресками была разделена на 3 этапа. Граница между ними проходила по своду: первая заканчивается жертвоприношением Ноя, а вторая-творением Евы. Несмотря на то, что фрески в целом выглядят очень гармонично и разница не очень заметна для того, кто не является экспертом, фрески с третьего этапа не такие, как предыдущие. Дело в том, что после окончания работ по созданию Евы, строительные леса были убраны, чтобы переместить их в другую часть часовни и Микеланджело имел возможность увидеть работу снизу. Художник считал, что фигуры слишком малы и их слишком трудно разглядеть, поэтому на третьем этапе он сделал фигуры больше и сделал их жесты легче распознаваемыми.
-4
  • Чтобы иметь возможность работать на такой большой высоте, Микеланджело разработал специальные вертикальные леса, которые крепились к балкам на стенах часовни. Они позволяли ему работать на всей поверхности потолка и не мешали другим людям находиться в часовне: пока он работал, под ним все еще проводились службы. Гений эпохи Возрождения смог увидеть свою работу только после того, как леса были полностью удалены. На потолке 343 фигуры, не считая других деталей.
  • Дубовые листья и желуди, что некоторые ignudi (обнаженные мужчины) держат, относятся к папе Юлию II. Дело в том, что символ его семьи дуб.
-5
  • В люнетах (пространство под арками над окнами) потолка Микеланджело рисовал предков Иисуса. Первоначально было 16 люнетов, но 2 из них, которые были на алтарной стене, были уничтожены самим художником, чтобы освободить место для одной из частей страшного суда.
  • Хотя запретным плодом является яблоко, часть изгнания из Рая показывает Древо Познания Добра и Зла как смоковницу. Интересно, что левая и правая части, которые показывают Адама и Еву, изображены по-разному: перед падением человека (справа) их лица хмурятся и перед тем, как они попробуют плод, они показаны как красивые и вдохновленные. Кстати, змей изображен в виде женщины.
-6
  • Ни на одной фреске на потолке не изображена фигура взрослого Иисуса. Объяснение очень простое: Микеланджело рисовал только сцены из Ветхого Завета, где Явление Христа было только предсказано, а описание Сына Божьего не было дано до Нового Завета. Спаситель нарисован на алтарной фреске Судного дня без бороды.
  • В 1564 году Папа Римский Пий IV приказал художнику Даниэле да Вольтерре одеть самые "голые" фигуры фрески Страшного Суда на алтарную стену часовни. Сама фреска, кстати, была нарисована Микеланджело между 1536 и 1541 годами, так что прошло почти 25 лет после окончания основной части работы. Даниэле да Вольтерра сделал работу, которую его попросил сделать папа, но он также заработал унизительное прозвище Braghettone (“создатель бриджей”). Но во время реставрации некоторые фигуры были раздеты, так что теперь мы можем видеть их именно такими, какими их задумал великий Микеланджело.
-7
  • Картина Бога в творении Адама была совершенно необычной для того времени. До Микеланджело никто никогда не рисовал Бога в движении. И большую часть времени создатель был изображен только как символ (как рука). Эксперты действительно интересуются, кто такая женщина слева от Творца: некоторые люди думают, что это Ева.
  • Существует известная версия, которая говорит, что силуэт ткани вокруг Бога такой же, как силуэты человеческого мозга, и люди там символизируют разные части мозга. Однако есть другая версия, которая говорит, что одежда-это матка, а зеленый шарф-это пуповина, которая только что была перерезана. Эксперты говорят, что это был способ Микеланджело показать идеализированный процесс рождения человека, который объясняет, почему у Адама есть пупок.
-8
  • Хотя почти все фрески, которые Микеланджело сделал, он рисовал двигаясь по потолку и сводам, картины Бога были нарисованы последними. Художник считал, что прежде чем начать рисовать фигуру Творца, нужно овладеть его мастерством.
  • В сцене Судного дня Иисус окружен апостолами. Один из них, Бартоломью, держит шкуру в руках. Некоторые люди считают, что Микеланджело нарисовал свой собственный портрет как символ своих страданий, потому что он не хотел работать с фресками. Но большинство экспертов эту версию отрицают.
-9

А Вы лично видели работы Микеланджело? Если нет, то хотели бы?