Недавно одно сетевое издание, старающееся привлечь аудиторию публикациями сомнительной достоверности, написало про опричников-«отморозков» Ивана Грозного.
«…Страдавший паранойей Иван IV везде видел заговор и измену, и опричники должны были искоренять их днем и ночью. Страну залили потоки крови. Например, во время Новгородского похода еще до соприкосновения с неприятелем Малюта Скуратов убил собственными руками полтысячи человек, доведя счет во взятом штурмом Новгороде до нескольких тысяч…».
«Малюта Скуратов убил собственными руками полтысячи человек…» - шедеврально. А почему не 1490, как указано в «Малютиной скаске»? Давайте обратимся к работе известнейшего медиевиста Р.Г. Скрынникова «Иван Грозный»: «… Составители Синодика включили в текст подлинный отчет, или «сказку», Малюты Скуратова, руководившего карательной экспедицией. Запись сохранила грубый жаргон опричнины: «По Малютине скаске в ноугороцкой посылке Малюта отделал 1490 человек (ручным усечением), и с пищали отделано 15 человек».
Когда Скуратов подвел итоги своих деяний и кто были его жертвы? Как повествуют Таубе и Крузе, в Торжке опричники перебили ливонских немцев, сидевших в одной из двух тюрем. Во второй тюрьме сидели пленные татары. Малюта явился туда и принялся казнить татар. Храбрый в расправах с безоружными людьми, палач спасовал перед натиском тюремных сидельцев, припрятавших ножи. Малюта был ранен.
По данным Шлихтинга, в Торжке и Твери опричники перебили 500 полочан, выселенных из Полоцка после завоевания города русскими. В массе это были православные белорусы, которые сами называли себя русскими людьми. В тюрьме Торжка содержались 19 пленных татар. Узнав о том, что произошло с полочанами, они решили дорого продать свою жизнь. Едва начались казни, татары напали на Малюту и ножами исполосовали ему живот, так что «из него выпали внутренности». Опричники тотчас послали за подкреплением к государю. Тот прислал опричных стрельцов, которые перестреляли татар из-за ограды, окружавшей тюрьму. Раненый Скуратов поступил на излечение к доктору Арнульфу, который повсюду сопровождал царя.
Шлихтинг получил сведения из первых рук — от доктора. Данные Шлихтинга совпадают во всех подробностях с показаниями Синодика. В самом конце донесения указаны 15 человек, «отделанных из пищалей». Это и были татары, ранившие Малюту.
Сделанные наблюдения позволяют заново пересмотреть всю историю новгородского похода. Будучи тяжело ранен, Скуратов не мог дальше руководить экзекуциями.
Следовательно, его отчет касался исключительно начального этапа экспедиции, на пространстве от Москвы до Твери и Торжка. Как это ни парадоксально, в ходе карательной «ноугородской посылки» Скуратов перебил больше народа, чем царь во время разгрома Новгорода и Пскова. Причина состояла в том, что царь на полгода опоздал с карательной экспедицией. За это время земские воеводы по приказу из Слободы составили списки всех неблагонадежных жителей Пскова, а также Новгорода и приступили к выселению их во внутренние области государства.
Псковский летописец не брался определять число погубленных псковичей, но горестно отметил, что царь приходил «со опалою опритчиною» на Новгород и «многия люди погубил различными смертьми и муками во Твери и Торжку и во Пскове». По исчислению Таубе и Крузе, в Твери было перебито 9000 человек, но втрое больше умерло от голода, терзавшего округу. По-видимому, они преувеличили число жертв Малюты в десять раз…».
Последние исследования подтверждают вывод известного специалиста по Грозненской эпохе: «Так сколько же людей погибло в Твери и Торжке во время Новгородского похода зимой 1569-70 года?»
Вернемся к «обличающему» опричников тексту: «… Особенно любил Малюта душить, глядя жертве в глаза. Другие опричники не отставали от своего лидера, уничтожая людей изощренными способами. Казнь должна была быть как можно более длительной, зрелищной и мучительной — в назидание другим. Но есть версия, высказанная разными современными психиатрами, как отечественными, так и зарубежными, что в опричники шли маньяки и садисты, чтобы легально удовлетворять свои душевные позывы…»
Действительно, если Иван IV – параноик, то и в опричники он набирал людей с психическими отклонениями. Особенно впечатляет начало, как Малюта душил людей, глядя им в глаза, словно автор статьи лично присутствовал при казнях. Хотя, этот кусок текста больше похож на вольный пересказ из Н.И. Костомарова: «…Свирепые казни и мучительства возрастали со введения Опричнины чудовищным образом… Царский образ жизни стал вполне достоин полупомешанного… Нередко, после обеда, царь Иван ездил пытать и мучить опальных; в них у него никогда не было недостатка. Их приводили целыми сотнями, и многих из них перед глазами царя замучивали до смерти. То было любимое развлечение Ивана: после кровавых сцен он казался особенно веселым. Современники говорят, что он всегда дико смеялся, когда смотрел на мучения своих жертв…».
Но автору все же неплохо было бы прочесть предисловие, написанное известным историком, к вышедшему в 1990 г. репринтному изданию Костомарова «Русская история в жизнеописаниях его главнейших деятелей. В.Л. Янин пишет, что недостатки Костомарова состоят «… в вольном выборе источников, далеко не всегда достоверных, что обычно служит способом подчинить источники политической концепции, исповедуемой автором».
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.