Наталья Солженицына (вторая жена писателя) в этом году отметила свой 80-летний юбилей. Всю свою жизнь она посвятила творчеству своего мужа – Сашеньки. Сама набирала, редактировала, корректировала 20 томов творчества Солженицына. Даже после смерти его в 2008 году, Наталья до сих пор говорит о том, что «труд еще не окончен, работа все еще есть…».
Женщина до сих пор «горит» всей личностью своего мужа, не представляя себе жизни без воспоминаний. Чего не скажешь о его первой жене, тоже Наталье, которую, позже он обвинил в измене и сотрудничестве с КГБ. Как и вторая жена, первая Наталья также положила все на алтарь жизни своего мужа Александра Солженицына. Так кто же он: предатель Родины, «стукач» или невинно осужденный, неугодный властям гений?
«Я похоронила наш брак!»
16 лет назад умерла Наталья Решетовская – первая супруга Солженицына, которая была для него всем. Словно провинциальная дворянка, хрупкая и нежная девушка странно смотрелась рядом с угрюмым хуторянином, ведь Солженицын родился в Кисловодске, практически в семье крестьян. Вырос этот парень среди коров, лошадей и домашнего хозяйства. И только поступив в университет на физмат талантливый Солженицын встретился с Наташей. Что мог дать ей этот бедный студент, который одним летним вечером признался ей в любви?
Ничего. Только самого себя, и медовый месяц прошел у них в Тарусе, в деревенском доме, среди сена, томов «Войны и мира» и простенькой сельской еды. Это ли не счастье быть таким свободным и влюбленным?
Но тут пришла Великая Отечественная война. Она разделила супругов: Солженицына призвали, Наталья не видела его совсем, и только раз смогла приехать к нему по поддельным документам, которые справили ей друзья. Александр был везучим и прошел войну без единого ранения. Наташа ждала его, считала дни, и очень жалела, что не сможет подарить ему детей, так как до войны молодой, тогда еще будущий писатель, категорически был против потомства и подтолкнул юную супругу к непоправимому шагу. Тому малышу было не суждено родиться, как и Наталье теперь невозможно было иметь детей.
Солженицын писал Наташеньке, что они снова будут вместе, что война скоро кончится…и вот.
Александра арестовали на 8 лет и сослали в лагеря! Как?! Почему?!
Наталья не находила себе места и выяснила, что за три месяца до Победы Солженицын написал пару совершенно «диких» писем о советской власти своему другу, где он ругал Сталина за диктатуру, говорил о будущем и мечтал о том, чтобы кто-то мог свергнуть этого «советского монарха». Сталин расстреливал и за меньшие провинности, например, за опечатку в одном из печатных изданий, где его звание напечатали не «Главнокомандующий», а слегка по-другому, позабыв в запарке буковку «л».
И вот Саша в тюрьме: сначала в СИЗО, потом на Калужской Заставе, потом в Экибастузе(одном из городов Казахстана). Много повидал «политический» зэк Солженицын за это время, именно на основе наблюдений и появились самые знаменитые произведения Александра Исаевича «Один день Ивана Денисовича» и роман «Архипелаг ГУЛАГ», которые позже соберет и опубликует его «вторая» Наталья.
Но без первой жены, Натальи Решетовской, Александру было не выжить: она отправляла ему посылки, несмотря на то, что сама жила в нищете. Еда по карточкам для нее всегда была поделена пополам и отправлена своему любимому мужу. После отмены карточек большая часть зарплаты также уходила в тюрьму. Солженицын даже признался ей в одном из писем: «Ты спасла мне жизнь и даже больше, чем жизнь», а потом вдруг отпустил ее, написав, что впереди его ожидает бессрочная ссылка и чтобы уже «бывшая» жена составила свое счастье с кем-то из ее окружения.
Этим кем-то стал профессор Всеволод Сомов, который имел двоих детей от первого брака. Наташа почти отогрелась, забыла тоску и стала матерью, пусть и неродной. А тут Александр Солженицын вышел из тюрьмы, и Наташу снова «поглотила» забота о своей любви. Она стала ему всем, секретарем, служанкой, кухаркой, женой, любовницей и даже сиделкой, так как после тюрьмы Солженицыну удалили раковую опухоль.
И вот Александра наконец реабилитировали. Служба школьным учителем на зарплату 60 рублей в Казахстанском городе Эксибастуз осталась в прошлом, как и Наташа. Появилась слава, Солженицына печатали, хвалили, он встречает свою вторую жену – тоже Наташу, только Светлову. Наталья первая узнала, что она «бывшая» от самого Александра, он не притворялся: «Пришла» любовь», а потом Наталья первая узнала, что вторая Наташа ждет ребенка от Александра Исаевича.
После этого Наталья Первая взяла фото Александра, пошла на их любимое место в парке и закопала портрет любимого. Так она похоронила не только свои отношения, но и себя – 22 июля 1972 года. Она больше не вышла замуж, а Солженицын после такого поступка обвинил ее в сотрудничестве с КГБ.
«Это наш бой, мой и его, который мы разделили на двоих»
Вторая жена Солженицына Наталья Светлова стала более счастливой: она основатель фонда имени А.И.Солженицына, мать его сыновей и бессменная хранительница наследия великого писателя. Наталья Светлова отправилась с Солженицыным в изгнание, сумела вывести архив «Красного колеса», который выпускал Солженицын, была для мужа также всем: другом, советчицей, женой, любовницей, самой преданной поклонницей и почитателем его таланта.
Именно она сказала перед ссылкой за границу, что они вернутся. И они действительно вернулись почти триумфально: за границей вышли подряд два романа «Раковый корпус» и « В круге первом». Солженицын воюет с ненавистной цензурой, пишет антисоветские вещи, которые расхватывают и переписывают по всему Союзу. Да и Нобелевская премия была не за горами – Солженицын был выдвинут от России в 1970 году.
А 1973 году в Париже выходит 1-й том «Архипелага ГУЛАГ», который вызвал целую бурю и шквал эмоций всего мира. Книга, которая смогла сокрушить диктатуру пролетариата СССР. Теперь для всех Солженицын изгнанник и пророк, глас которого был услышан всеми, а вот для России – предатель. Звонкое и хлесткое, как пощечина, прозвище, которое гораздо хуже, чем «стукач» на зоне.
«Бодался теленок с дубом» - название его мемуаров, вышедших в 1975 году полностью отражают жизнь самого писателя.
Кто Александр Исаевич на самом деле? Каждый ответит себе сам после знакомства с творчеством писателя, которое дошло до нас благодаря титаническим усилиям его жен – двух Наташ, каждая из которых боготворила своего гения и сыграла не последнюю роль в его жизни.
Предатель ли он? Технически – да! Но назвать предателем родины можно каждого, кто жил за границей, а это и Бунин, и Мережковский, и Тургенев, и Набоков, и даже Максим Горький – всю жизнь пылавший любовью к своей России и запертый до конца своих дней на острове Капри.
Сколько людей, столько мнений…