Найти тему

"Бэтмен против Супермена: На заре справедливости" (2016)

Благими намерениями вымощена дорога в ад

За всем пафосом фильма «Бэтмен против Супермена: на заре справедливости» Зака Снайдера и восторгом от крутости его героев до непроизвольного мочеиспускания кроется важное наболевшее о целесообразности и гуманности методов всех Супергероев. По сюжету мир разделился на тех, кто ценит их заслуги в спасении Вселенной, и тех, кто подсчитывает жертвы и потери после их «подвигов». Сами же герои по отношению друг к другу всё чаще видят в приставке «супер» приставку «анти».

С первых кадров очевидно, что фильм нацелен как на фанатов мира супергероев, так и на тех, кто не следит за судьбами Кларка Кента и Брюса Уэйна по комиксам и всем сопутствующим фильмам. Сюжет открывает предыстория героев, предпосылки к нынешнему недопониманию и будущему противостоянию. Также рационально авторы не стали впоследствии перегружать сценарий "побочками" в виде старых историй или личных врагов героев, сделав лишь намёки на них. Мол, фанаты поймут, а любители пропустят и ничего не потеряют.

За столь скрупулёзным вниманием к деталям, однако, создатели как будто забывают о своём обещании, которое они недвусмысленно дают в названии картины, аннотации и эффектном трейлере. О войне героев. Чем больше минут проходит с начала сеанса, тем больше накапливается лирических и драматических отступлений из жизни Супермена и Бэтмена: воспоминания, посещения памятных мест, ночные кошмары из подсознания внутреннего ребёнка, личные обиды. На фоне общественной раздробленности это, по сути, превращает львиную долю фильма и даже долгожданную суперсхватку Супергероев в драку мальчишек в песочнице за любимую игрушку — всеобщую любовь и признание. И подначивает эту драку третий мальчишка — Лекс Лютор.

-2
-3

Ключевая схватка Бэтмена и Супермена, признаться, любопытна по своему процессу и интригующая своим исходом, хоть и быстрым. Между тем, учитывая, что Зак Снайдер умеет захватывать дух зрелищными, беспощадными, бескомпромиссными и частыми сражениями, что видно по фильму «300 спартанцев» (2006), немного странно наблюдать за долгой слёзной рефлексией здоровых мужиков-супергероев в «Бэтмене против Супермена» в качестве прелюдии к драке. Чуть ли не одной единственной между ними в фильме.

Бэн Аффлек, которого с восторгом первым пригласили на роль героя Готэма, прекрасно справляется с образом Брюса Уэйна, но ужасно с образом Бэтмена. Пухлые щёчки, тяжёлый подбородок и возрастной жирок под ним выделяются особенно живо из-под маски летучей мыши. Хочется закрыть глаза, открыть и увидеть полюбившегося Кристиана Бэйла — Бэтмена из «Тёмного рыцаря» Кристофера Нолана. Новый железный костюм также не впечатляет: он смотрится несуразно громоздким и тяжёлым. Наверное, поэтому даже каскадёры в этом костюме в сценах драк слишком медленные. Ясно просматривается, как «противники» ждут своей «очереди», чтобы напасть на «Бэтмена», а потом живо налетают и так же живо отлетают и перелатают через героя.

Генри Кавилл, напротив, гармонично смотрится в костюме Супермена. Этакий Супермужчина с волевым лицом и телом культуриста, который смог выглядеть в трико мужественно. Но, парадокс, те же привлекательные своей силой, мощью и идеальной красотой черты лица и тела нелепо и неправдоподобно смотрятся в больших занудных очках и офисном костюме.

Эми Адамс в роли девушки Супермена с первых минут привлекает своей отличностью от всех образов смазливых подружек супергероев. Она выглядит старше, умнее и даже вызывает большую веру в её назойливую героиню. Одно не дает покоя: частые морщинки на лице, которые особенно видны на крупных планах, на фоне гладкости кожи супермена выглядят предательски, а не гордо.

-4
-5
-6

Галь Гадот в роли Чудо-женщины в рамках сюжета как-то не вызывает особого удивления или восторга. Она должна была появиться, она появилась. Ровно: ровная внешность, ровная игра, ровный образ. И это невозможно назвать минусом, напротив, огромный плюс, когда получаешь с экрана то, что ожидаешь.

Искусственно-состаренный для роли Альфреда Джеффри Дин Морган, в свою очередь, почему-то вызывает навязчивые ассоциации с искусственно-состаренным Робертом Дауни-младшим и его Железным человеком. Как и в случае с Бэтменом, хочется увидеть более привычного в этой роли Майкла Кейна. Хотя сам образ «нового» Альфреда интересен, этакая разрядка между напускно-серьёзными событиями и лицами главных героев.

По-настоящему удивляет Джесси Айзенберг в образе Лекса Лютора — третьего и самого острого угла в треугольнике этой войны. Айзенгберг играет ненормального типа с его ненормальными желаниями, грехами и преступлениями так, что злодей обуславливает симпатию к нему. Так, что с отрочества впечатавшийся в память образ Лекса Лютора из сериала «Тайны Смолвиля» меркнет и растворяется в небытии.

В целом фильм не так хорош, как пишут ярые фанаты Бэтмена и Супермена и комиксов о них. Но и не так плох, как уверяют киношные критики и скептики. И пока поклонники в состоянии, близком к оргазму, гордо цитируют тысячу и одну пафосную цитату из фильма («Мы все преступники и всегда ими были», «Преступники, как сорняки: уничтожишь один, на его месте появится еще один», «Смысл жизни появляется тогда, когда появляется цель», «Демоны не выползают из ада, они спускаются с небес»), любители или равнодушные зрители могут вынести из картины другую важную народную мудрость: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Хотя для этого не обязательно смотреть фильм два с половиной часа .

-7