Разбираемся в главной экологической катастрофе этого лета
Что произошло?
С середины июня и по настоящее время несколько регионов Восточной Сибири страдают от лесных пожаров. Эпицентрами стали Иркутская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия). Также едкий дым и гарь добрались и до соседних территорий.
В социальных сетях люди стали молниеносно распространять информацию о пожарах по хештегам #СибирьГорит и #СпаситеСибирь. К этому подключились популярные личности, звезды российского шоу-бизнеса, известные блогеры, вся неравнодушная общественность бьет тревогу. Спустя столько времени, только 29 июля, в Красноярском крае и Иркутской области наконец-то ввели режим ЧС.
Что делать и как спасать сибирский лес?
Каждый год в Сибири из-за огня погибает несколько тысяч гектаров леса. И каждый раз добровольцы вместе с пожарными пытаются бороться с опасной стихией. Но это лето для жителей Иркутской области стало вдвойне опасным: только закончилось страшное наводнение, как сразу огонь окутал леса, люди просто задыхаются от лесного пожара.
Стихия обладает страшной силой, за очень короткое время огонь добрался до некоторых поселков — 28 июля он был всего в трех километрах от поселка Светлый Бодайбинского района.
Однако ГУ МЧС по Иркутской области заявляет, что для населенных пунктов угрозы нет. Тем не менее, во многих районах такая задымленность, что даже были отменены вылеты из аэропортов. Несколько дней нет ни одного рейса из городов Киренск, Мамы и Бодайбо.
В социальных сетях жители Киренска рассказывают, что очень плохо себя чувствуют из-за дыма, и жалуются, что в их районе никто даже не пытается тушить пожар. Из-за задымления у людей болит голова, чтобы хоть как-то обезопасить себя, они носят повязки из марли. Используют все подручные средства: на двери и окна вешают мокрые ткани. На улицу стараются не выходить, детей не выпускают, руководство приняло решение об отмене празднования Дня города.
«Вместо солнца — ярко-бордовая точка. Дышать совсем нечем! Сегодня задымление чуть ослабло, но это благодаря ветру. А стоит ему изменить направление — Киренск снова будет в дымовой ловушке. Аэропорт не работает, пароходство в ограниченном графике, пассажирских перевозок на Лене нет»
— поделилась подробностями жительница города Оксана Тараканова в беседе с корреспондентом РИА Новости.
Также она добавила, что продукты в труднодоступные селения обычно привозят по реке, и если ситуацию не уладят, ожидаются сложности со снабжением.
Почему пожары не тушат? Почему сразу не локализовали очаги возгорания?
Довольная тяжелая обстановка и на севере Красноярского края — в 700 километрах от региональной столицы не утихают пожары. Огонь охватил уже около 1000 гектаров тайги.
Как сообщает пресс-служба краевого управления МЧС, пожары произошли по природным причинам: давно не шли дожди, температура не падает ниже 30 градусов, а сильные ветры и гроза только усугубляют ситуацию.
В Красноярском крае расположен один из самых крупных Лесопожарных центров, где работают больше тысячи человек. И в каждом районе края есть подразделение этого центра, где систематизирован мониторинг. Согласно отчету местного министерства лесного хозяйства, авиационная техника в регионе в необходимом количестве.
Оказывается, множество пожаров не тушат по закону. Видимо, региональные власти опираются на приказ Минприроды от 2015 года «Об утверждении правил тушения лесных пожаров» и не тушат пожары, так как они, по их мнению, не несут угрозу населенным пунктам, и, что самое интересное, еще и потому что «прогнозируемые затраты на тушение превышают прогнозируемый вред».
В этом приказе первый раз был использован термин «зона контроля». С самого начала «зонами контроля» должны были считаться труднодоступные, отдаленные районы. Пару дней назад Авиалесоохрана сообщила, что лесные пожары на территории Сибири полыхают на площади около 2,3 миллиона гектаров, 95% территорий труднодоступны.
А губернатор Красноярского края Александр Усс заявил, что тушить лесные пожары на части территорий в Сибири нецелесообразно, поскольку это представляет большую опасность.
Однако, невзирая на информацию местных властей о том, что огонь не доходит до населенных пунктов, люди наблюдают пожар и совсем близко. Так, лесной пожар приблизился к эвенкийскому поселку Куюмба. В Куюмбе проживает не больше 150 человек. И только когда лес стал гореть в 4,5 километрах от селения, туда срочно прибыла спасательная бригада, чтобы окопать местность.
Общественность убеждена, что такого масштаба лесного пожара запросто можно было избежать, но этого не удалось сделать из-за нерасторопности властей.
Координатор центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Владимир Гутенев объяснил РИА Новости, что ситуация стала тревожной только там, где реакция властей была непоследовательной, теперь же тушить пожары на тех территориях действительно экономически нецелесообразно:
«Усугубляет положение то, что в этом году значительное число возгораний происходит в удаленных районах, где с экономической точки зрения дорого, а с технической невозможно потушить все».
От дыма людям становится плохо. Задымление уже растянулось на тысячи километров от Красноярского края и Приангарья и охватило города Западной Сибири. МЧС и власти пытаются успокоить народ, заявляя, что дым не опасный и скоро он исчезнет.
«Дым, который пришел к нам из Красноярска, практически рассеян. На сегодняшний день штормовых оповещений нет», — пояснил РИА Новости начальник алтайского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Люцигер.
Губернатор Алтайского Края Виктор Томенко написал в соцсетях, что ситуация с задымлением находится на контроле.
Пока чиновники прогнозируют положительную динамику, жители Алтая и других регионов делятся в социальных сетях тем, как плохо себя чувствуют: их тошнит, болит головаа.
«У моего ребенка появился кашель. У людей ухудшилось самочувствие. Не знаю, что нас дальше ждет. До слез жалко лес и зверей в нем!»
— написала в одном из пабликов жительница Барнаула. Дым дошел и до Новосибирска.
Не оказались равнодушными и российские звезды, которые через соцсети пытаются обратить внимание на ситуацию, они призывают власти наконец-то вмешаться.
Сергей Лазарев: «Страшные пожары в Сибири! Ко мне в директ поступают тысячи сообщений от местных жителей с просьбой привлечь внимание к проблеме, т.к. по их мнению, пожарами не занимаются должным образом и не тушат! Почему это еще не названо национальной трагедией, ведь горит 3 млн гектаров леса! Гибнут животные, птицы, строения, страдают от смога люди! Почему это еще не главная новость по всем каналам страны?»
Любовь Толкалина: «Огонь уже охватил более 1,5 млн га леса. В зоне контроля, где огонь не тушат по решению региональной комиссии по ЧС, находятся 104 пожара общей площадью 919,7 тыс. га. Чиновники посчитали, что возможный ущерб от огня ниже планируемых затрат на тушение. Ребят, что делать будем? Неужели молчать?»
Егор Бероев: «Начальство! Обратите внимание на страну! Она горит! Нам в ней жить!»
Яна Рудковская: «Мне пишут все мои друзья и родственники, что там творится и это — ужас! Я только что прилетела в Италию и здесь по всем каналам показывают, что происходит в России! Ко мне в директ, как и ко многим публичным людям поступают тысячами сообщения от местных жителей с просьбой привлечь внимание к проблеме, так как, по их мнению, пожарами не занимаются должным образом и не тушат!»
Максим Виторган: «Я делаю этот пост специально для того, чтобы люди, которые непосредственно столкнулись с этой катастрофой и ее последствиями могли в комментариях рассказать, что знают и видели своими глазами! Сибирь, вам слово! Как вы там? #сибирьгорит».
Ксения Собчак: «Многие говорят, что петиции бесполезные, но если власть имущие увидят, сколько людей выступают за ввод режима ЧС, то будут вынуждены обратить внимание, а не игнорировать проблему. И вы обратите внимание!»
Лена Темникова: «Горят легкие страны! Уже более 4 млн гектаров леса. Неделю назад был 1 млн. Проблема из локальной благодаря бездействию стала проблемой планетарного масштаба. МЧС сидит месяц с самолётами и людям не дают (не дают!) разрешение на вылет! Чей это геноцид даже не страны, а планеты?»
Мария Кожевникова: «Как так?! Когда горел Нотр-Дам, вся российская лента пестрила переживаниями и утопала в слезах, а наша власть предлагала помощь! Теперь горит Сибирь! Тишина. На втором фото, кстати, все тот же губернатор, который сегодня сказал: „Пожары в зоне контроля не нуждаются в тушении, потому что бороться с ними бессмысленно, а иногда даже вредно“. Чиновники, зачем Вы делаете всё, чтобы народ встал и защищал свою землю от вас?»
Пытаются утаить факт вырубки?
Многие обращают внимание на то, что очаги каким-тообразом совпали именно с теми местами, где недавно были зафиксированы вырубки «черных лесорубов».
«Создается впечатление, что лесные пожары — попытки спрятать последствия вырубок»
— заявил глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
По его словам, на поджог указывает следующее: лес загорается в нескольких точках одновременно, вокруг сожженных деревьев аккуратно уложена древесина.
«Связь есть четкая, мы изучили материалы, которые поступают по линии правоохранительных органов и информацию от волонтеров. И такое невозможно без ведома местных властей. Не могу представить, что кто-то вывезет несколько сотен лесовозов, ни разу не попав в поле зрения», — подчеркнул депутат.
По мнению Бурматова, проблема с распространением лесных пожаров также связана с некомпетентностью ряда региональных чиновников.
По его словам, депутатский корпус зафиксировал, что до регионов с большим опозданием доходят деньги на закупку пожарной техники. Позже эти средства не осваивались.
Парламентарий дал обещание, что в ближайшее время запросит информацию у Рослесхоза, МЧС и Счетной палаты, которую передаст в Генпрокуратуру для проверки.
Текст: Анастасия Ковалева, редактор новостей и социальных сетей f&f.
Подписывайтесь на нас в соцсетях — это удобно:
Читайте также: