Найти тему
Культурный отдых

Маленький человек-оркестр Луи де Фюнес

Лишь только на экране появляется лицо этого маленького французского актёра, зрители уже готовы смеяться. Даже не смеяться, а хохотать до слёз. Потому что другого от, возможно, лучшего комика всех времён и народов Луи де Фюнеса не ожидают. Да, его фильмы уже засмотрены до дыр. Да, лучшие сцены выучены наизусть. Но каждый раз он заставляет хохотать весь мир…

Говорят, человек, который в обществе или на сцене блещет искромётным юмором, в бытовой жизни оказывается нелюдимым и мрачным, чуть ли не мизантропом. Так ли это, попробуем разобраться, основываясь на воспоминаниях супруги и сыновей великого Луи. Безусловно, Фюнес не был угрюмым человеконенавистником, но всё же некоторые чудачества, а порою и мелкие грешки за ним водились.

Он родился в знатной дворянской, но обедневшей семье и лучшим отдыхом для себя считал садоводство. В своём замке Клермон, который актёр приобрёл на пике карьеры, он разводил розы.

Выходя в сад, Фюнес надевал шляпу, коричневое пальто, а в карман не забывал положить пистолет — актёр боялся преследователей. А так он был уверен, что сможет постоять за семью, если кто-то нападёт на домашних, пока он будет занят своими питомцами.

Но эта фобия имела под собой основания. Как-то в доме раздался телефонный звонок, и неизвестный голос потребовал пять миллионов, в противном случае могут пострадать сыновья. Фюнес обратился в полицию, и шантажиста поймали. Правда, вскоре выпустили, а он возьми да и попытайся угнать самолёт.

Преследовали Фюнеса и фанаты с папарацци. От них он скрывался в дорогих ресторанах, так как был любителем вкусно поесть (сказывалось голодное детство), а ещё был уверен, что тут никто не подойдёт к нему за автографом. Комик вообще старался не привлекать к себе внимание: выходя на улицу, надевал тёмные очки и кутался в плащ, а жизнь наблюдал только в телевизоре.

Кстати, второй женой Фюнеса, которая родила ему двух сыновей, была Жанна, племянница Ги де Мопассана. Они познакомились в 1942 году, когда Париж был оккупирован фашистами. В эту пору будущий комик преподавал в музыкальной школе, а в свободное время работал тапером — играл в баре на пианино джаз. Музыка связала молодых парижан, и они прожили вместе до самой смерти актёра.

А ещё, говорят, он был страшно обидчивым. Как-то Грейс Келли, будучи уже княгиней Монако, предложила Фюнесу поучаствовать в благотворительном спектакле, но он категорически отказался. Как потом выяснилось, актёр затаил обиду на Грейс, когда она много лет назад, проезжая мимо съёмочной площадки, не поздоровалась с ним.

Водится за Фюнесом и ещё один небольшой грешок. По воспоминаниям сыновей, отец был скуповатым. Якобы он никогда не поздравлял жену с праздниками, чтобы не дарить подарков, а все ящики, где хранилось что-то ценное, запирал на ключ и носил его с собой.

Косвенным подтверждением этому может служить единственная режиссёрская работа Фюнеса — картина «Скупой», снятая по пьесе Мольера. В ней он сыграл и скупца Гарпагона — весьма убедительно, надо отметить. Может, действительно опирался на личный опыт?

Как бы то ни было, но великолепного Луи де Фюнеса весь мир любит не за его достоинства или недостатки в жизни, а за те удивительные и до слёз смешные образы, которые он воплотил на экране.

Актёра уже давно нет, но живы его комиссар Жюв, жандарм Крюшо, Человек-оркестр…

(При подготовке материала использованы фотографии и информация из открытых источников в Интернете)