Постоянное взаимодействие с поэтами и (что чаще) с графоманами натолкнуло меня на мысль написать памятку для начинающих авторов, жаждущих лавров Ахматовой или даже Александра нашего Сергеевича. В памятке содержится информация о том, как работать над собственным поэтическим мастерством. Это минимум знаний и умений, необходимых стихотворцам.
Может быть, получившаяся методичка будет полезна и вам, уважаемые коллеги-журналисты, – вероятно, вы тоже работаете с начинающими поэтами, которые просят опубликовать их стихи, но не знаете, что посоветовать авторам, чей уровень литературного мастерства еще не слишком высок.
Методические рекомендации
Как повысить поэтическое мастерство
1. Узнаем, какие существуют стихотворные размеры: двустопные – хорей и ямб, трехстопные – дактиль, амфибрахий, анапест.
· Дольник, логаэд, тактовик и акцентный стих на начальном этапе брать не стоит!
· Попутно читаем о том, что такое цезура (тут о ней понятно написано: https://studopedia.ru/9_227388_chto-takoe-tsezura-i-kakova-ee-rol-v-stihe.html).
· Берем сборники детских поэтов-классиков (обязательно!), читаем стихи, отбиваем ритм. Определяем, какие размеры превалируют. Вероятнее всего, на первом месте по частотности будет хорей, на втором – ямб, далее все остальное.
· Те же манипуляции проводим со «взрослой» поэзией. Обязательно к анализу творчество Пушкина. Можно смело брать Некрасова, Бунина, Тютчева, Фета. Аккуратнее со стихами Ахматовой, Блока, Гумилева и вообще авторов Серебряного века, потому что они как раз активно использовали дольник – неподготовленный человек запутается в ударениях.
· Пробуем писать стихи в каждом из пяти стихотворных размеров. Следим, чтобы не приходилось переносить ударения в словах, чтобы выдержать ритм.
2. Узнаем, какие виды рифмы существуют.
· Читаем о женской, мужской, дактилической и гипердактилической рифме. Пробуем писать стихи, используя каждый из этих видов рифм.
· Узнаем об однородных и разнородных рифмах. Пробуем писать, избегая глагольных рифм и стараясь ввести в стихотворный текст как можно больше разнородных рифм.
· Узнаем о точных и неточных рифмах. На начальном этапе творчества стараемся не злоупотреблять неточной рифмой, потому что ее обилие на фоне недоработок с формой и содержанием воспринимается не как литературный прием, а как еще один недочет.
· Учимся считать количество стихотворных стоп на примерах произведений 19 века.
· Узнаем об основных способах рифмовки: аабб (смежная), абаб (перекрестная), абба (кольцевая), абсб (холостая). Ознакомительно можно прочесть об онегинской строфе, вольной рифмовке, терцине, октаве, сонете, рифмовке 3+3, 4+4 и других.
Читаем и анализируем в ракурсе способов рифмовки стихи Пушкина (в т. ч. отрывки из «Евгения Онегина»), Бунина, авторов Серебряного века – Цветаевой, Ахматовой, Гумилева, Блока. Можно брать на анализ работы советских авторов – Твардовского, Симонова, Друниной, Рождественского, Вознесенского, Филатова и других.
· Пробуем писать, применяя на первом этапе смежную, перекрестную, кольцевую рифмовки. Далее можно экспериментировать с другими ее разновидностями, не забывая о ритмизации и разнородности рифмы.
3. Изучаем историю российской поэзии.
Это нужно, чтобы не писать архаично, словно вы прибыли на машине времени из 18 века. Не впадать в поучительность сентиментализма, не воображать себя богоборцем эпохи романтизма, не пытаться стать вторым Блоком – королем символизма или подражателем имажинисту-Есенину. В общем, чтобы не изобретать велосипед – причем в устаревшей конфигурации.
· Характеристика русского классицизма. Какие особенности стиля вы видите в творчестве Ломоносова и Державина? А в творчестве Пушкина, писавшего на стыке классицизма, романтизма и реализма?
· Характеристика сентиментализма. Черты стиля в оде «Весна» Муравьева. Рекомендовано к прочтению: «Бедная Лиза» Карамзина (проза).
· Характеристика романтизма и черты стиля в творчестве Лермонтова.
· Общая характеристика реализма в литературе.
· Поэзия «чистого искусства». Черты направления в творчестве Тютчева и Фета.
· Натуральная школа и гражданская поэзия в лирике 19 века. Черты направления в творчестве Некрасова.
· Серебряный век русской поэзии. Характеристика акмеизма, символизма, имажинизма, футуризма. Какие особенности каждого из этих течений вы видите в творчестве их ярких представителей?
· Советская поэзия 30-х годов. Стилевые особенности соцреализма (оптимизм, энергия, практически полное отсутствие душевных терзаний героя). Как противопоставлено соцреализму творчество ОБЭРИУтов – Хармса, Заболоцкого и других?
· Литературные особенности поэзии военных лет.
· Характеристика творчества поэтов-шестидесятников. Основные стилевые тенденции.
4. Учимся работать с содержанием.
· Учимся определять тему и главную мысль стихотворного произведения на примерах творчества любых поэтов, чье творчество вам близко. Только не берите на анализ самодеятельных поэтов с сайта «Стихи.ру» и подобных ресурсов, где по-настоящему талантливых и профессиональных авторов очень и очень мало! Учиться нужно на образцовом материале.
Тема – о чем стихотворение? (любовная, гражданская, философская лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.).
Чтобы определить главную мысль, можно применить один из вопросов: зачем поэт написал это стихотворение, что он хотел сказать своему читателю?
Если мы говорим о малых поэтических формах, то в одном стихотворении должна быть заключена одна главная мысль! Убеждаемся в этом на примере следующих произведений: «Идешь, на меня похожий» (М. Цветаева), «Будь, пожалуйста, послабее» (Р. Рождественский), «Сияла ночь. Луной был полон сад» (А. Фет), «Не жалею, не зову, не плачу» (С. Есенин).
Когда вы научитесь с легкостью определять тему и главную мысль произведения, проанализируйте СВОИ стихи в этом аспекте. Случается, что начинающие авторы вмещают в один текст несколько главных мыслей – и получается мешанина. Или, напротив, не вкладывают в стихи ни одной ключевой мысли, не являясь при этом Даниилом Хармсом.
· ДО СОЗДАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА определяем его тему и главную мысль: «Это стихотворение будет о любви. Главная мысль – «Разбитую чашку не склеить». Или «Это будет пейзажная лирика. Главная мысль – «Как прекрасен окружающий мир после дождя».
· Подбираем ключевые слова, с помощью которых вы планируете выразить главную мысль. Не обязательно использовать их все. Вполне возможно, в процессе работы над текстом они будут заменены другими словами или их сочетаниями. Но наличие этих опорных слов не даст вам отступить от изначальной темы и идеи стиха.
· Продумываем образы, которые будут работать на выражение главной мысли: персонажи (как в стихотворениях «Зинка» Юлии Друниной, «Жираф» Николая Гумилева, «Песнь о собаке» Сергея Есенина), образ лирического героя – авторское «Я» («В пятнадцать лет, продутый на ветру» и «Тот клятый год уж много лет» Леонида Филатова), образ природы («Родник» Ивана Бунина, «Нивы сжаты, рощи голы» Сергея Есенина) и т. д.
Планируем микрообразы.
· Продумываем композиционные особенности: будет ли текст построен на противопоставлении или в вопросно-ответной форме? Будет ли развиваться сюжет (чувства) поступательно или циклично? Подразумевает ли общий смысли стихотворения членение на катрены?
· «Ловим» подходящий ритм и длину строк, исходя из общей задумки стихотворения. Элегичный настрой сложно передать «прыгающим», как детский мячик, хореем. А динамичное развитие действия – дактилем, задающим ритм вальса.
· Пишем.
· Убираем в стол до тех пор, пока не уйдет желание перечитывать свое творение вновь и вновь.
· Достаем, анализируем на предмет всего, что вы уже изучили, исправляем недочеты. И приступаем к знакомству с языковыми средствами выразительности и риторическими фигурами, которые обогатят лексический и синтаксической строй вашей поэтической речи.
5. Изучаем языковые средства выразительности.
1) Лексические средства
· Синонимы – близкие по смыслу слова, которые помогают не повторяться в стихотворном тексте.
· Омонимы – слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разный смысл. В поэтических текстах используются в игре слов.
· Антонимы – слова, противоположные по смыслу. На использовании антонимов строится прием антитезы.
· Неологизмы и устаревшие слова – помогают передать колорит эпохи либо используются для создания комического эффекта.
· Диалектизмы – для этого лексического пласта характерно все сказанное о неологизмах и устаревших словах, но применительно не к времени, а к месту.
· Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Их функционал чрезвычайно многообразен.
2) Литературные тропы
Все тропы придают речи бОльшую выразительность. Главное, помнить, что использовать их нужно не для красоты ради красоты, а для более рельефного выражения главной мысли произведения!
В «Википедии» есть статья «Троп» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Троп), в которой даны ссылки на статьи о каждом из существующих тропов, написанные понятным языком.
Нужно прочесть о метафоре, сравнении, олицетворении, метонимии, синекдохе, эпитете, гиперболе и литоте, эвфемизме и дисфемизме, каламбуре, перифразе, аллегории, пафосе, иронии и сарказме.
- Найти все вышеназванные тропы в произведениях поэтов-классиков.
- Проанализировать свое творчество на предмет удачного и неудачного использования тропов.
- Пробовать осознанно, целенаправленно работать с тропами при написании новых стихов.
Внимание! Замечание по метафорам и сравнениям. Если сходства между предметами нет или оно неочевидно, то метафоры и сравнения получаются абсурдными. К примеру: «Книги и кони похожи – очень они хороши». То, что они хороши – недостаточное основание для сравнения. Или «Крыша сердца моего – в твоих руках». У сердца нет и не может быть крыши даже в иносказательном ключе! Тем более в чьих-то руках.
В общем, внезапные метафоры – словно голуби, сходящие с рельс. J
Еще один момент, который нужно не упустить из виду – это избитые сравнения, метафоры, эпитеты. Ветви берез – зеленые (золотые) косы, заливистый смех – звон колокольчика, белокурые волосы – копна волос цвета спелой пшеницы, он сомневался – его грыз червь сомнения. Седой туман, синее море и т. д. Их нужно избегать.
3) Риторические фигуры
Для создания качественного текста, глубоко воздействующего на эмоциональное состояние читателя, нужно владеть приемами синтаксической организации речи. Этот пласт информации очень объемен, но очень важен!
Риторические фигуры также понятно даны в «Википедии»: (https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Риторические_фигуры).
Изучение риторических фигур следует вести по тому же плану, что и изучение тропов:
- Нужно прочесть о риторических фигурах. За один раз рекомендуется изучать не больше двух фигур, чтобы прочно усвоить информацию!
- Найти их в произведениях поэтов-классиков.
- Проанализировать свое творчество на предмет наличия, удачного и неудачного использования фигур.
- Пробовать осознанно, целенаправленно работать с риторическими фигурами при написании новых стихов.
УДАЧИ В ТВОРЧЕСТВЕ!