Может ли юридическое лицо – резидент РК участвовать в государственных закупках Российской Федерации?
На сегодняшний день казахстанские предприятия могут участвовать в государственных (муниципальных) закупках стран ЕАЭС (кроме коммерческих закупок) только через представительства (филиалы) на территории России и Беларуси, или в тех заказах, размещение которых проводится в бумажном виде (единственный поставщик, запрос ценовых предложений (запрос котировок).
С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (Договор о ЕАЭС), подписанный 29 мая 2014 года и ратифицированный Республикой Казахстан 14 октября 2014 года.
Договор о ЕАЭС содержит раздел XXII «Государственные (муниципальные) закупки». В соответствии с пунктом 1 статьи 88 указанного раздела Договора о ЕАЭС государства – члены (Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь, Республика Армения, Кыргызская Республика) определяют цели и принципы регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок, в том числе
- обеспечение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков и поставщиков государств – членов к участию в закупках, проводимых в электронном формате, путем взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства – члена, другим государством – членом.
При этом предусмотрены исключения. Так, согласно пункту 2 статьи 88 раздела XXII Договора о ЕАЭС действие данного договора не распространяется на закупки, сведения о которых в соответствии с законодательством государства – члена составляют государственную тайну (государственные секреты). Также действие данного раздела не распространяется на закупки, осуществляемые национальными (центральными) банками государств – членов.
Сами же закупки в государствах – членах должны осуществляться согласно Приложению 25 к Договору о ЕАЭС.
В итоге получается, что на сегодняшний день юридически есть основания для того, чтобы компании-поставщики, являющиеся резидентами РК, участвовали в государственных и муниципальных закупках Российской Федерации. Однако на деле не всё так просто.
На данный момент Договор о ЕАЭС до сих пор в полной мере не применяется на практике.
Во-первых, это связано с тем, что сохраняется ряд расхождений норм Договора о ЕАЭС и законодательства государств – членов ЕАЭС в области государственных закупок. Во-вторых – не завершен процесс взаимного признания электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) субъектов рынка сторон Договора о ЕАЭС. Законодательство государств – членов в части проведения государственных (муниципальных) закупок по некоторым вопросам еще до конца не урегулировано и не приведено к общему, единому требованию применения норм, что соответственно мешает полномасштабному следованию целям и принципам регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок, прописанным в статье 88 Договора о ЕАЭС.
Что касается вопроса взаимного признания ЭЦП субъектами рынка сторон Договора о ЕАЭС, то здесь также не реализован «План взаимного признания электронной цифровой подписи для целей государственных закупок» (далее – План), утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 17 декабря 2013 года № 302.
В указанном Плане предусматривалось, что в целях работы с ЭЦП Республикой Казахстан до 28 февраля 2014 года будет доработано программное обеспечение электронных торговых площадок России и Беларуси, а также завершится его тестирование. Это позволило бы использовать в электронных закупках России и Беларуси электронные цифровые подписи казахстанских предпринимателей (поставщиков), получаемые в Национальном удостоверяющем центре Республики Казахстан.
Также в Плане для реализации указанных целей предусматривается внесение изменений в «Соглашение о функционировании электронной торговой площадки для проведения открытых аукционов в электронной форме», в том числе в части определения порядка обеспечения ответственности удостоверяющих центров Республики Казахстан. С казахстанской стороны данным вопросом занимаются Министерство финансов, Министерство по инвестициям и развитию и РГП «Государственная техническая служба».
Министерство финансов является уполномоченным государственным органом со стороны РК по реализации Договора о ЕАЭС. В то же время Министерство финансов не имеет полномочий и соответствующих функций по предоставлению консультаций по вопросам участия казахстанских компаний в государственных закупках России или Беларуси.
Исходя из вышеуказанного, в настоящее время ситуация с государственными закупками для предпринимателей РК на территории ЕАЭС не может считаться до конца разрешенной, поскольку до сих пор законодательства государств – членов в области государственных (муниципальных) закупок не приведены в соответствие с нормами Договора о ЕАЭС. Также остается нереализованным в полном объеме План взаимного признания электронной цифровой подписи для целей государственных закупок, утвержденный решением Коллегии ЕЭК № 302.
Получается, что на сегодняшний день казахстанские предприятия могут участвовать в государственных (муниципальных) закупках стран ЕАЭС (кроме коммерческих закупок) только через представительства (филиалы) на территории России и Беларуси, или в тех заказах, размещение которых проводится в бумажном виде (единственный поставщик, запрос ценовых предложений (запрос котировок).
В связи с тем, что доля указанных закупок, проводимых в странах ЕЭАС, незначительна, и что так или иначе предпочтение зачастую отдается местным поставщикам, доступные казахстанским компаниям способы участия в государственных закупках стран ЕАЭС не являются привлекательными. Целесообразность участия в таких закупках появится лишь после окончательного приведения законодательств государств – членов ЕАЭС в области государственных закупок в соответствие с требованиями норм Договора о ЕАЭС. Ожидалось, что со вступлением в силу Договора о ЕАЭС соответствующие нормы в области государственных закупок также будут действовать с 2015 года и будут полностью применимы и полезны на практике для казахстанских компаний.
Однако пока данный вопрос остается нерешенным в полной мере. Казахстанским поставщикам остается ждать и надеяться, что в ближайшее время всё запланированное по обеспечению беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков и поставщиков государств – членов к участию в электронных закупках путем взаимного признания ЭЦП будет доведено до конца и начнет действовать.
Автор: А. А. Абишев
Источник: Электронный журнал "Государственный заказ. Вопросы и ответы"