Наличие лицензии первой категории. Имеет ли право фирма участвовать в тендере при отсутствии лицензии, свидетельства и сертификата?
Согласно Закону РК «О разрешениях и уведомлениях» наличие лицензии первой категории обязательно для осуществления следующих строительно-монтажных работ:
1. Строительство автомобильных и железных дорог, включающее капитальный ремонт и реконструкцию, в том числе:
• основания и покрытия, защитные сооружения и обустройство автомобильных дорог I и II технической категории, а также внутригородских магистральных дорог скоростного и регулируемого движения, проезжей части магистральных улиц общегородского значения непрерывного и регулируемого движения;
• основания и покрытия, защитные сооружения и обустройство автомобильных дорог III, IV и V технической категории, а также проезжей части улиц населенных пунктов, не являющихся магистральными;
2. Технологическое проектирование (разработка технологической части проектов транспортного строительства), включающее:
• автомобильные дороги всех категорий;
• мосты и мостовые переходы, в том числе транспортные эстакады и многоуровневые развязки.
Имеет ли право фирма участвовать в тендере при отсутствии лицензии, свидетельства и сертификата? Хотя по требованию технической спецификации это требуется. Если не имеет права, то на основании какой статьи Закона?
Мнение эксперта: С. Тогузбаев, специалист по госзакупкам
Потенциальный поставщик, не имеющий необходимой лицензии, не может быть допущен к участию в конкурсе (признан участником конкурса).
В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 9 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) потенциальный поставщик должен обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц).
Согласно пункту 2 статьи 35 Гражданского кодекса РК правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Правоспособность юридического лица в сфере деятельности, на занятие которой необходимо получение разрешения, возникает с момента получения такого разрешенияи прекращается в момент его изъятия, истечения срока действия или признания недействительным в установленном законодательными актами Республики Казахстан порядке.
Таким образом, без наличия необходимой лицензии потенциальный поставщик не имеет права выполнять работы, которые подпадают под обязательное лицензирование.
Исходя из подпункта 1) пункта 1 статьи 10 Закона, потенциальный поставщик признается не соответствующим квалификационным требованиям по одному из следующих оснований:
1) непредставление документа (документов) для подтверждения соответствия квалификационным требованиям потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг.
В соответствии с подпунктом 1) пункта 6 статьи 27 Закона потенциальный поставщик не может быть допущен к участию в конкурсе (признан участником конкурса) после приведения заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации согласно пункту 4 настоящей статьи, если:
1) он и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель) определены не соответствующими квалификационным требованиям по основаниям, определенным настоящим Законом и правилами осуществления государственных закупок.
Мнение эксперта: А. А. Боган
Относится ли к лицензируемым видам деятельности работа по изготовлению сметной документации текущего ремонта уличных дорог, а также сам текущий ремонт дорог на сумму 8 млн тенге? Если не относится, какие подтверждающие документы необходимы?
Мнение эксперта: А. Нурашев, юрист по госзакупкам
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» для начала и последующего осуществления отдельных видов деятельности или действий (операций) физические и юридические лица обязаны иметь в наличии действительное разрешение или направить уведомление в государственные органы, осуществляющие прием уведомлений, в порядке, установленном настоящим Законом.
Согласно пункту 6 настоящей статьи в приложениях 1, 2 и 3 к настоящему Закону предусматриваются исчерпывающие перечни разрешений и уведомлений. В связи с тем, что в вышеуказанных приложениях отсутствует деятельность по составлению сметы, данный вид работ лицензированию не подлежит.
В соответствии с подпунктом 4) статьи 1 Закона РК «Об автомобильных дорогах» текущий ремонт автомобильной дороги – комплекс работ, выполняемых в порядке предупреждения возникновения аварийных ситуаций, дефектов на автомобильных дорогах, а также неотложного восстановления и ремонта автомобильной дороги, проводимых в течение всего года, включая мероприятия по ремонту разрушенных участков, выполняемых маршрутным способом.
Согласно пункту 1 статьи 15 указанного Закона проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляются в соответствии с установленными требованиями и нормами, с применением разрешенных к использованию материалов, приборов, оборудования и средств измерений с целью достижения высоких транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог (скорость, ровность, долговечность, повышенные условия безопасности движения автотранспорта).
Исходя из пункта 25 лассификации видов работ, выполняемых при содержании, текущем, среднем и капитальном ремонтах автомобильных дорог общего пользования, утвержденной Приказом министра транспорта и коммуникаций РК от 24 января 2014 года № 56 (далее – Классификация), текущий ремонт автомобильной дороги планируется на основе результатов осмотров дорог по ведомостям дефектов, в пределах средств на текущий ремонт, согласно нормативам финансирования.
При выполнении работ маршрутным способом допускается выполнение работ на основе сметных расчетов. Не допускается недовыполнение работ по ликвидации деформаций и разрушений в рамках текущего ремонта в целях предупреждения возможного нарастания и превращения их в более значительные разрушения.
Перечень работ, выполняемых при текущем ремонте автомобильных дорог и сооружений на них, которые должны быть учтены в сметных расчетах, установлен пунктом 26 Классификации.
Также классификация видов работ, выполняемых при содержании, текущем, среднем и капитальном ремонтах улиц и дорог, определяется постановлениями соответствующих акиматов.
Кроме того, Сметно-нормативная база 2015 г., введенная в действие Приказом министра национальной экономики РК от 24 июня 2015 года № 450, предназначена для определения сметной стоимости строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов.
Затраты на текущий ремонт объектов относятся к эксплуатационным затратам. В этой связи выбор сметно-нормативной базы 2001 г. или 2015 г. для определения стоимости текущего, ямочного и среднего ремонта автомобильных дорог осуществляется заказчиком.
Исполнитель в свою очередь должен иметь программный комплекс и соответствующее программное обеспечение для расчета сметной стоимости текущего ремонта автомобильных дорог и профессиональных инженеров-сметчиков, обладающих соответствующей специализацией.
Данные требования необходимо учесть при составлении технической спецификации.
Мнение эксперта: Н. Г. Вишнева
При проведении закупа способом конкурса услуги по утилизации медотходов участвует поставщик (ТОО), состоящий в консорциуме. При рассмотрении документов выявляется, что требующийся документ – «Экологическое страхование» имеется только у одного поставщика (2). Хотя в соглашении – одна сторона (поставщик 1) выполняет работы и предоставляет трудовые ресурсы для выполнения работ, а вторая сторона (поставщик 2) предоставляет транспорт и печь-крематор. Вправе ли первая сторона не предоставлять «Экологическое страхование»?
Мнение эксперта: М. Жиентаев, специалист по госзакупкам
В соответствии с пунктом 382 Правил осуществления государственных закупок в случае участия в государственных закупках временных объединений юридических лиц (консорциум), юридические лица, являющиеся участниками данного консорциума, помимо документов, установленных настоящими Правилами, для подтверждения своих квалификационных требований должны представить следующие электронные копии документов либо электронные документы:
1) договор о совместной хозяйственной деятельности, заключенный между членами юридических лиц (консорциальное соглашение);
2) лицензии на право предоставления товара, выполнения работ, оказания услуг в части деятельности, предусмотренной договором о совместной хозяйственной деятельности.
Соответственно, если в договоре определено, что поставщик 1 будет предоставлять услуги, для оказания которых необходимо обязательное наличие экологического страхования, его предоставление является обязательным.
Рекомендуем вам указать это условие в протоколе предварительного допуска к участию в конкурсе.
В соответствии с подпунктом 1) пункта 6 статьи 27 Закона РК «О государственных закупках» потенциальный поставщик не может быть допущен к участию в конкурсе (признан участником конкурса)после приведения заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации согласно пункту 4 настоящей статьи, если:
1) он и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель) определены не соответствующими квалификационным требованиямпо основаниям, определенным настоящим Законом и правилами осуществления государственных закупок.
Таким образом, если после истечения срока на приведение заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации поставщик 1 не представит документ, подтверждающий наличие экологического страхования, потенциальный поставщик, представляющий консорциум, не может быть допущен к участию в конкурсе (признан участником конкурса).
Автор: А. А. Боган
Источник: Электронный журнал "Государственный заказ. Вопросы и ответы"