Найти тему

Космические сражения, часть I

Как хороший приключенческий фильм немыслим без погони, как боевик немыслим без перестрелки, так и космическая опера не может быть без… космического сражения. Сегодня мне хотелось бы разобраться в том, как пишут или снимают космические сражения в разных франшизах. В качестве примеров, я хотел бы привести несколько книг из «Warhammer 40000», «Звёздный крейсер «Галактика»», «Звёздные войны» и так называемой «Хонорверс», то есть, «Вселенной Хонор Харрингтон» за авторством Дэвида Вебера.

И начнём мы с самой известной космической Вселенной, со «Звёздных войн»… Вообще, было бы странно, если бы в фильмах и книгах с таким названием, как «Звёздные войны», не было бы космических сражений. Так что, они здесь есть. Другое дело в том, как они сняты – но… тут всё зависит от того, кто сидел в режиссёрском кресле, и кто что себе представлял. Я хотел бы привести два примера из фильмов – из Эпизодов IV и III, а также несколько примеров из книг, чтобы можно было оценить разницу.

Эскадрильи повстанцев готовятся к атаке
Эскадрильи повстанцев готовятся к атаке

Самое, наверное, знаменитое и знаковое для Расширенной Вселенной сражение – битва при Эндоре, оно же – атака на Звезду Смерти. Сам Джордж Лукас говорил, что для того, чтобы хорошо его снять, были отсмотрены километры плёнок воздушных боёв на Тихоокеанском ТВД. И, в принципе, получилось ведь неплохо. Можно даже сказать, что хорошо получилось. Все сюжетные ходы этого боя не нуждаются ни в каких пояснениях. Например – почему только пушечное вооружение (для простоты объяснения – лазерное оружие будем считать пушечным)? Да просто потому, что дистанции боёв с TIE-fighter такова, что головка наведения торпеды не сможет захватить цель. К тому, же, несмотря на то, что X-Wing несёт шесть торпед – есть опасность, что пилот может израсходовать все торпеды на истребители противника – чем станцию взрывать придётся? Истребители слишком быстры и манёвренны? Значит, против них надо поднимать космокрыло станции. На перехват выходит сам главком с двумя ведомыми? Так ничего, что он летает так же, как другие дышат? В общем, сцена атаки на Звезду Смерти настолько хороша, что к ней даже придираться не хочется. Да и не к чему там придираться…

Дарт Вейдер (его истребитель в центре) выходит на тропу войны
Дарт Вейдер (его истребитель в центре) выходит на тропу войны

Второе сражение, о котором я хотел бы рассказать, показано в фильме «Месть ситхов», он же – Эпизод III. Это начальная сцена, битва на орбите Корусканта. И с этой сценой всё намного, намного печальнее…

Смешались в кучу люди, кони...
Смешались в кучу люди, кони...

Как известно, Эпизод III начинается с того, что генерал Гривус, атаковав Корускант, похитил канцлера Палпатина. Даже, несмотря на тактические и стратегические таланты генерала (которых в фильме так и не показали), не будем забывать, что «похищение» было целиком и полностью срежиссировано самим Палпатином. И вот ко всему этому возникает просто масса вопросов. Вообще-то, то, что устроил Гривус, называется «диверсией». И на такие дела совсем не надо тащить с собой целый флот. Как правило, диверсии осуществляются малыми силами, при помощи специально обученных групп спецназа. И внезапно, в мире «Звёздных войн» такие группы даже есть – по крайней мере, в составе Великой Армии Республики. Клоны-коммандос, описанные в цикле писательницы Карен Тревисс. Собственно, джедаи тоже представляют собой что-то типа спецназа (по крайней мере, если учесть уровень подготовки), но о них будет немного позже. Было бы странно, если бы армия КНС (Конфедерация Независимых Систем) не имела бы в своём штате никаких спецподразделений. По всей логике они там должны быть. Да, сам Гривус – это целая армия из одного киборга! Тот же Гривус, при поддержке своих Магна-стражей мог бы без проблем скрытно высадиться на Корусканте, прибыть хоть в квартиру Палпатина – и спокойно улететь, прежде чем кто-то заметил сам факт высадки. Допустим, Палпатин, как лицо, наделённое особыми полномочиями, может устроить «коридор», через который пролетит один малый грузовой корабль с Гривусом и его группой. После чего они высаживаются в том доме, где живёт Палпатин (они его ведь из дома забрали, если мне память не изменяет), хватают его – и так же тихо улетают. Идеальный захват! А там – можно использовать Палпатина, как заложника, его выручать отправились бы Кеноби и Скайуокер, как лучшие из лучших – и всё такое. Огромный простор для фантазии и эпических сражений! Но, так как мы имеем то, что имеем, разберу саму сцену этой битвы.

Дистанция пистолетного выстрела
Дистанция пистолетного выстрела
Тут в движении. Красиво, но... глупо
Тут в движении. Красиво, но... глупо

Итак, на орбите Корусканта «выясняют отношения» два флота. Флот Республики и флот КНС. Нет ни боевых порядков, ни строя, ни тактики – ничего. Они просто разбросаны по орбите вперемешку – и палят друг по другу. Расстояния между кораблями зачастую – не больше нескольких десятков метров. Видимо, создатели фильма решили, что космический бой сродни морской баталии века так XVIII, когда корабли строились в линии и стреляли друг в друга ядрами на дистанции прямой видимости. А ещё создатели фильма, почему-то решили, что на орбите планеты должно быть тесно, как около пирса какого-нибудь курортного городка, заставленного яхтами отдыхающих. Соответственно, корабли стреляют друг по другу, Кеноби и Скайуокер героически прорываются к флагману Гривуса, крейсеру «Незримая Длань». И тут тоже глупость – канцлера привезли на флагманский корабль, на котором находится всё начальство – Дуку, Гривус… Может быть, имело смысл не привлекать к «Незримой Длани» столько внимания? Может, имело смысл сразу после захвата Палпатина и доставки его на корабль, сразу уходить из системы? Да, Палпатин всё это спланировал изначально, ему надо было избавиться от Дуку – и всё было сделано настолько топорно, что диву даёшься – это точно тот манипулятор, каким Палпатина постоянно показывают? Он что – спланировал, что Кеноби и Скайуокер смогут относительно без проблем добраться до «Незримой Длани»? Он спланировал, что ни один выстрел не попадёт в крейсер? Что ни Кеноби, ни Скайуокер не погибнут во время этой миссии? Нет, по сценарию, конечно, Дуку должен был убить Кеноби, чтобы упростить переход Анакина на Тёмную Сторону, но… не получилось. Палпатин спланировал и то, что при разгерметизации мостика «Незримой Длани» его не вытянет в космос? Что Анакин сумеет посадить то, что осталось от крейсера? Что их не раздавит перегрузками, что они не сгорят в атмосфере? Мы точно о том Палпатине говорим, который развязал войну, которая, по своей сути, разрушила Республику? Просто основывать свой план на такой цепочке случайностей – это как бы, очень сильно за гранью добра и зла…

Этот "кусок металлолома" - флагман "Незримая Длань". И посадил его Анакин, лишь благодаря удаче, а не своим умениям...
Этот "кусок металлолома" - флагман "Незримая Длань". И посадил его Анакин, лишь благодаря удаче, а не своим умениям...

В следующей части статьи я расскажу о том, как те же события (по крайней мере, битва на орбите Корусканта) показаны в книгах по «Звёздным войнам». А пока – ставьте Ваши «большие пальцы вверх», подписывайтесь на мой канал, и не забывайте делиться моими текстами в социальных сетях. С Вами был Алексей Аряев, и впереди ещё немало интересного!