Как следует проводить розыгрыш призов, чтобы все остались довольны? Несколько советов, чтобы все прошло чуть лучше, чем могло бы быть.
Недавно ко мне обратился представитель одной крупных розничных сетей, занимающейся продажей техники. Им требовался специалист, который возьмет на себя ряд обязанностей, в том числе подведение итогов розыгрыша. Так как сеть активно развивается и за месяц иногда открывается сразу несколько магазинов, то фирма довольно часто проводит розыгрыши различных призов: от кухонной техники до велосипедов.
После того, как обратились ко мне, я выяснила, что сам процесс разыгрывания – это страшный сон сотрудников, которые за него отвечают. Клиенты постоянно недовольны результататми розыгрыша, и, хотя компания радеет за максимальную честность при подведении итогов, то, как это представлено в соцсетях, вызывает у участников большие сомнения. Недовольством и возмущениями клиентов никто не занимался, поскольку им не была предоставлена возможность обратной связи, и количество разгневанных пользователей всё увеличивалось. Лояльность к бренду таким образом не росла, хотя розыгрыши проводились именно с целью нахождения и привлечения заинтересованных клиентов. Да и сами условия розыгрыша не были продуманы до конца, что и вызывало множество спорных вопросов при подведении итогов .
Для чего нужны розыгрыши
Розыгрыши проводятся для повышения лояльности клиентуры, узнаваемости бренда и увеличения подписчиков в группах компании.
На что следует обратить внимание
При размещении конкурса или розыгрыша следует внимательно перепроверить все условия. Представьте, что вы участник конкурса, какие вопросы у вас возникнут?
· Указана ли дата окончания конкурса? Можно написать с 1 по 5 число. По правилам русского языка указание предлога «по» подразумевает включение числа в указанный интервал, но у пользователей даже в этом случае возникают вопросы : «Пятого числа еще проводится конкурс или пятого он уже закроется»? Не поленитесь добавить слово «включительно», т.е. к примеру, по 5 августа включительно. Вам не сложно, а клиентам понятней, что 5 числа конкурс или розыгрыш еще работает.
· Можно ли присылать несколько работ, если это конкурс, или писать несколько комментариев, если это розыгрыш?
· Какие работы или какие аккаунты не смогут участвовать в конкурсе? Например, закрытые, без фотографий, с фейковыми именами, с участниками младше 18 лет и т.д.
· Каким образом будут выбираться победители? Если это конкурс, тогда нужно жюри. Если это розыгрыш, то нужно указать, каким образом будут подводится итоги: генератором случайных чисел или, скажем, рандомным вытягиванием числа или карточки с именем победителя непосредственно в офисе, или любым другим вариантом. Но указать следует обязательно.
· Если у участников возникают вопросы, необходимо на них оперативно реагировать и по возможности поправить пост, чтобы больше ни у кого таких вопросов не возникло.
· Условия конкурса или розыгрыша – что требуется сделать, чтобы стать участником данного мероприятия и что делать не следует.
· Описание приза и условия его получения.
· Изображение приза или картинка\баннер\видео для привлечения внимания к посту.
Подведение итогов
Все должно быть прозрачно и максимально открыто. Итоги проводить лучше в онлайн-режиме, включая прямую трансляцию. Если такой возможности нет, то лучше все же записать видео с голосовым сопровождением, и, если вы делаете брендом себя, то лучше также запускать дополнительное окно, где камера будет снимать непосредственно вас.
Еще раз повторите обязательные условия розыгрыша, укажите нюансы, которые не позволят вашему призеру получить награду , если им нарушены какие-либо условия розыгрыша или конкурса, иначе другие участники возмутятся и укажут вам на ошибку.
Выберите призера, проверьте правильность выполненных им условий, и если все необходимые действия выполнены – поздравьте победителя.
Если разыгрывается сразу несколько призов, и победитель определяется генератором случайных чисел, необязательно выводить на экран сразу все выигравшие числа, но если решили вывести, к прмеру, результаты для трех призов сразу, то нужно заранее обговорить, за какое по счету число какой приз полагается. А можно действовать упорядоченно. Например, в Инстаграм новенький интернет-магазин создал таблицу Excel со всеми участниками розыгрыша. Разыгрывались футболка, платье и кеды. И ведущий в прямом эфире просто говорил перед тем, как начать генерировать число: «Сейчас разыгрываем футболку» - и выбирался победитель. Далее платье, потом кеды.
Пример с инстаграмом касался обычных конкурсов, не гивов. Giveaway работает по другим принципам. Там крайне редко можно увидеть среди победителей тех, у кого мало подписчиков. Как бы прозрачно не выглядел конкурс, предпочтения отдаются раскрученным аккаунтам.
По возможности, умению и вашему желанию во время озвучивания победителей на видео можно наложить фанфары, конфетти, забавные видео на хромакее, музыку фоном (бесплатные композиции без авторства предлагаются в личном кабинете ютуба).
Программы, которыми можно записывать видео ваших действий с монитора
Видео-программ очень много, на самом деле. Я использую на Windows iSpring Free Cam и OBS Studio. Для Mac тоже есть OBS студия, но если записывать просто экран, а звук накладывать отдельно, то достаточно использовать QuickTime.
Звуки, музыку, монтаж, хромакей и другое редактирование видео я делаю либо в Final Cut, либо в более сложном варианте– Adobe After Effects.
Прочее
Чтобы не ошибиться во время записи и максимально уменьшить число дублей, составьте план вашей трансляции, о чем нужно упомянуть и что проговорить. Если писать всю речь заранее, будет заметно, что вы зачитываете, а это не есть хорошо . И пусть вы будете иногда запинаться, зато такой речи доверия больше, да и звучит она естественней.
Не забудьте налить себе чаю или поставить стакан воды, на случай, если в горле будет першить. Поставьте телефон на спящий режим, чтобы случайные звонки не ворвались в вашу запись. Говорите приветливо и четко. Можете перед записью потренироваться на скороговорках.
В начале видео сделайте небольшую рекламу спонсора призов. Или поставьте видео с их рекламой. Выведите на экран адреса офисов, сайта, электронной почты и телефонов. Пусть где-то в уголке перелистываются изображения с призами.
После того, как победители найдены, объясните им, как они должны забрать приз. Варианты для контакта могут самыми разными. К примеру, можно непосредственно написать им, если личные сообщения и аккаунты открыты. Или пусть победители свяжутся самостоятельно с организаторами в личных сообщениях группы, напишут в директ или оставят контакты в комментариях. После этого выйдите на связь с ними и объясните подробно, как забрать приз.
В конце видео или текстового сообщения поблагодарите всех участников розыгрыша, настройте на позитивный лад всех, кто не выиграл, предложите поздравить еще раз в комментариях победителей и ни в коем случае не закрывайте комментарии, не нужно бояться того, что вам напишут. Если конкурс проведен и закрыт грамотно, будут только хорошие отзывы. По возможности прикрепите голосование с позитивными установками: «поздравляем победителей», «хочу еще конкурсы», «спасибо за розыгрыш» и т.д.