Найти тему
Светлана Новикова

Традиционная японская музыка в аниме.

Сямисэ́н — трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с безладовым грифом, который является самым используемым инструментом в японской традиционной музыке наряду с бивой, кото и сякухати. Ближайший европейский аналог сямисэна — лютня. Инструмент состоит из длинного корпуса и грифа, струны из шелка или нейлона отличаются по ширине.

Особенно ценится характерный вибрирующий звук самой толстой струны. Всякий раз, когда музыкант защипывает нижнюю струну, в дополнение к её звучанию слышатся призвуки и лёгкий шум, это явление получило название «савари», в переводе с японского «прикасаться». Умение пользоваться этим дополнительным звучанием является признаком высокого мастерства исполнителя, а сам акустический эффект контролируется мастерами по изготовлению сямисэнов. В процессе игры также резонирует кожа, натянутая на инструменте.

-2

Сямисен изготавливается из красной породы дерева, чьи качества обеспечивают ему хороший резонанс. Его производство осуществляется вручную по традиционным техникам, поэтому в зависимости от используемых материалов, конструкции и толщины струн специфика звучания сямисэна получается разной. Изнутри на корпусе дорогих сямисэнов вырезают узоры, которые должны улучшить тембр инструмента.

-3

Существует несколько десятков сямисэнов, отличающихся друг от друга высотой тона и тембром, поэтому музыканты подбирают тот инструмент, который наиболее точно соответствует их жанру музыки. Сямисэн звучит в музыке театров кабуки и бунраку, на мероприятиях с гейшами, а также во множестве фольклорных жанров, в камерной и неофольклорной японской музыке.

-4

Сямисэн зародился в глубинах Западной Азии, оттуда попал в Китай в XIII веке, где получил название «саньсянь», затем перебрался на острова Рюкю (современная Окинава) и только оттуда попал в Японию в эпоху Муромати. Это событие весьма чётко обозначено в истории 1562 годом.

-5

Когда сямисен только появился в Японии, струны перебирали маленьким медиатором и только со временем музыканты стали использовать плектор (костяная пластинка), что расширило тембральные возможности инструмента. Плектор изготовливают также из дерева, слоновой кости, панциря черепахи, рога буйвола или пластика. Постепенно и сам инструмент немного трансформировался.

-6

Наибольшее распространение сямисэн получил в эпоху Эдо (1603-1868 гг.), а навык игры на нём входил в обязательную программу подготовки майко – учениц гейш. Именно поэтому «весёлые кварталы» нередко называли «кварталами, где не умолкает сямисэн». Сямисэн также был важнейшим инструментом для странствующих слепых музыкантов годзэ, которые появились в начале XVII века.

-7

Начиная с середины XVII века музыка сямисэна использовалась в сочетании с пением. В связи с этим настройка инструмента стала зависеть от голоса певца, под который настраивался сямисэн, так что строй может повышаться или понижаться на несколько нот, чаще всего базовый строй — от соль до ре. В музыке для сямисэна линия голоса практически совпадает с той, что исполняется на инструменте: голос лишь немного опережает мелодию, что позволяет расслышать и понять текст. Этот прием подчёркивает контраст между звучанием голоса и сямисэна.

миньё - народная песня - один из стилей игры на сямисэене
миньё - народная песня - один из стилей игры на сямисэене

Мелодии произведений для семясэна обычно состоят из небольших повторяющихся фрагментов. Среди часто используемых техник: игра боем, пиццикато, скольжение по грифу, защип правой рукой и тремоло. Если перебирать струны левой рукой, получается более изящный тембр. Эта возможность изменять тембр является одной из отличительных черт сямисэна. Для облегчения скольжения левой руки по грифу, надевают небольшую шерстяную или нейлоновую полоску юбикакэ с отверстиями на концах, в которое продевают указательный и большой палец.

-9

Сформировалось три стиля игры на сямисэне:
Ута-моно – песенный стиль. Один из основных жанров музыкального сопровождения представлений театра Кабуки.
Катари-моно – сказовый стиль. Наиболее характерен для японской традиционной музыки и представлен специфическим типом пения.
Миньё – народная песня.

оркестр в театре Кабуки
оркестр в театре Кабуки

Если вам интересно окунуться в историю и послушать историческое звучание древних произведений Японии, аниме “Нитабо: Слава создавшего цугару-сямисэн” прекрасно передаёт всё то, что чувствуют и чем живут люди этой Страны восходящего солнца.

-11

”Нитабо” - фильм о музыке и мастерстве игры на сямисэне.
История начинается в 1865 году, в период Кейо. Маленький мальчик, который из-за болезни теряет зрение, начинает изучать игру на классическом японском инструменте сямисэне. Но в отличии от других исполнителей, он начинает создавать собственный стиль, сложный и завораживающий, трогающий людские сердца своей красотой звучания.

Советую к просмотру это аниме. Хорошо показан быт Японии эпохи Эдо, и чудесная музыка.

Звук сямисэна интересен и необычен, но всё-таки мой любимый японский инструмент - это сякухати. Почитать о нём можно здесь.

Хочешь знать больше о Японии и Китае? Подписывайся на мой канал zen.yandex.ru/etnoskazki или приходи на одно из моих мероприятий https://kukolnyy-teatr-etnoskazki.timepad.ru/events/

Примечание. В этой статье использованы фото и графические материалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной, фотография будет немедленно удалена.