Найти тему
Touride bikes

Колесо болтается из стороны в сторону и дребезжит — что делать?

Оглавление

Часто привозят велосипеды с люфтящими колесами — это, казалось бы несерьезная проблема, часто выливается в полную замену втулки, при нормальном ободе, или в замену всего колеса.

Люфт — зазор при плохом прижиме, соединении деталей; состояние, когда одна деталь свободно в небольших пределах движется в разные стороны без сцепления или контакта с другой деталью

Как устроена втулка

Втулка состоит из четырех основных частей:

  1. Корпус втулки с чашками
  2. Ось втулки с конусами и контргайками
  3. Шарики подшипника

При правильной работе втулки шарики катаются сразу по двум поверхностям с одной стороны это чашка втулки, с другой конуса на оси. Все это удерживается контргайками в таком положении, чтобы шарики свободно могли кататься и при этом ось не имела люфта.

Втулка в разрезе. По порядку сверху вниз, чашка, шарики, конус.
Втулка в разрезе. По порядку сверху вниз, чашка, шарики, конус.

Как образуется люфт

Люфт образуется в результате раскручивания контрагаек и конусов на оси втулки. По-идее, так не должно происходить само по себе, но часто втулки бывают неправильно отрегулированы изначально или же внутрь попадает песок, который разбивает шарики и дорожки на конусах, отчего появляется люфт. При этом, люфтящее колесо свободно крутится, и казалось бы, можно дальше ездить, но каждая неровность дороги разрушает гладкую поверхность конусов и чашек внутри втулки, отчего втулка может придти в негодность.

Как обнаружить люфт. Чтобы обнаружить люфт, достаточно просто покачать колесо из стороны в сторону, поперек оси вращения колеса. Вы почувствуете свободный ход руками если на колесе есть люфт. Если колесо стоит жестко, то вам нечего опасаться. Еще один способ снять колесо с велосипеда и попробовать покачать саму ось колеса, не эксцентрик, а именно ось. Заметите свободный ход — несите колесо в мастерскую.

Чем раньше обнаружите люфт, тем лучше. Возможно конуса остались целыми и хватить простой чистки, смазки и регулировки втулки. Если же вы катаетесь с люфтом давно, то будте готовы на замену всей втулки, но это уже в крайнем случае.

Разбор сильно люфтящей передней втулки

Привезли колесо с огромным люфтом на оси 4-5мм. Вот несколько фото с разбора втулки, читайте подписи к иллюстрациям.

Грязные шарики и разбитая дорожка на конусе. Эти конуса пришлось заменить, так как втулка не могла крутиться с такими разбитыми конусами.
Грязные шарики и разбитая дорожка на конусе. Эти конуса пришлось заменить, так как втулка не могла крутиться с такими разбитыми конусами.
Почистил конуса и теперь видно, что вся дорожка на обоих конусах в мелких выбоинах
Почистил конуса и теперь видно, что вся дорожка на обоих конусах в мелких выбоинах
Дорожка на чашке втулки целая. Владельцу повезло, обошлось только заменой конусов. Но бывает так, что чашки выдавливаются внутрь корпуса втулки или на них тоже появляется выработка, отчего создается дополнительное сопротивление качению. Такая ситуация требовала бы замены втулки.
Дорожка на чашке втулки целая. Владельцу повезло, обошлось только заменой конусов. Но бывает так, что чашки выдавливаются внутрь корпуса втулки или на них тоже появляется выработка, отчего создается дополнительное сопротивление качению. Такая ситуация требовала бы замены втулки.

Втулка с новыми конусами вращалась плавно, без закусываний. Берегите свои втулки и обслуживайте хотя бы раз в год — это значительно продлит срок их службы. А если заметите люфт, то срочно идите в мастерскую, чтобы перебрать втулку и устранить люфт. Приятного катания!