Расследование, проводимое конгрессом, вышло на инсайдеров Белого дома, участвовавших в переговорах по чувствительным вопросам национальной безопасности. Как об этом говорится в новом докладе конгресса, доверенные лица президента Дональда Трампа, похоже, получили благословение Белого дома в своем стремлении снизить ограничения на передачу чувствительных ядерных технологий Саудовской Аравии.
В докладе комитета Палаты представителей по надзору и реформе, опубликованном в прошлый понедельник, говорится, что друг Трампа, председатель президентского инаугурационного комитета и исполнительный директор Colony Capital Том Баррак использовал свой инсайдерский статус для защиты «иностранных интересов», благодаря чему его собственная компания Colony-IP3 оказалась в выигрыше. The Wall Street Journal цитирует представителя Т. Баррака, подчеркивая его полное сотрудничество с комитетом.
Идея о том, чтобы администрация США тесно сотрудничала с бизнес-сообществом для улучшения возможностей торговли не вызывает споров. Барак, лоббируя партнерство с Colony-IP3, рекламировал преимущества оживления ядерного сектора США в том случае, если американская ядерная энергетическая компания Westinghouse будет приобретена и использована в качестве транспортного средства для строительства 16 атомных станций в Саудовской Аравии.
Однако то, что расследуется Палатой представителей, – это то, что корпоративные интересы превалируют над законодательством США, потенциально создавая почву для получения Саудовской Аравией ядерного оружия. Администрация Трампа в настоящее время ведет переговоры с Эр-Риядом о заключении Соглашения 123, первого шага в обмене гражданскими ядерными технологиями. Сосед и союзник Саудовской Аравии, Объединенные Арабские Эмираты, заключили аналогичное соглашение в 2009-м году, приняв дополнительное положение, известное как «Золотой Стандарт» (Gold Standard), в котором она отказалась от права заниматься обогащением.
Компания IP3 публично лоббировала удаление «Золотого Стандарта» в качестве условия для американо-саудовского ядерного пакта, утверждая, что саудовцы не примут его, и что соперники Россия и Китай только выиграют от этого, если он будет заключен. Однако очевидный инсайдерский доступ компании к администрации Трампа, похоже, поднял тревогу в Комитете по надзору. «Документы показывают, что IP3 в настоящее время подталкивает администрацию Трампа не требовать от Саудовской Аравии согласия на «Золотой Стандарт», который является обязательством не использовать ядерные технологии США для создания ядерного оружия», – подчеркивается в документе комитета.
В докладе делается попытка увязать размывание границ между администрацией, корпоративными интересами и саудовскими интересами. Электронные письма, полученные от IP3, проливают свет на стремление компании выкупить Westinghouse с финансированием из Государственного инвестиционного фонда (Public Investment Fund) саудовского наследного принца, а также на тесные рабочие отношения с администрацией Трампа с момента его вступления в должность. «Хотя мы и проявляем осторожность с тем, чтобы не опередить администрацию, наша программа была внесена в их политическую повестку дня. Вы скоро услышите, как это отразилось в тезисах», – говорилось в письме Майка Хьюитта, генерального директора Iron Bridge Group, направленному компании IP3 в ноябре 2016-го года. Но, администрация Трампа, согласно отчету комитета, отказалась сотрудничать со следствием.
Новая гонка ядерных вооружений. Потенциал для новой гонки ядерных вооружений на Ближнем Востоке возник в тот самый момент, когда Совместный всеобъемлющий план действий иранской ядерной сделки от 2015-го года, или СВПД, начал разваливаться. Ранее в этом месяце Иран нарушил лимит обогащенного урана, установленный в соответствии с СВПД, сославшись на неспособность своих подписантов бросить вызов американским санкциям и обеспечить обещанные экономические выгоды. В то время как министр иностранных дел Ирана подчеркивал обратимость предпринятых шагов, Трамп заявил, что обогащение может быть только «по одной причине», намекая на то, что в глазах администрации Исламская республика ищет возможность создать атомную бомбу. Молодой 33-летний наследник престола Саудовской Аравии, известный своей дерзостью и преемственностью внешнеполитических ошибок от Йемена до Ливана, связывает ядерные цели своей страны с Ираном.
«Без сомнения, если Иран разработает ядерную бомбу, мы последуем его примеру как можно скорее», – сказал Мохаммед бен Салман (широко известный как MBS) в прошлом году в интервью телеканалу CBS.
В частности, электронные письма, опубликованные в докладе Палаты представителей, содержат ряд ссылок на аспект безопасности передачи ядерных технологий, выходящий за рамки взаимной экономической выгоды. В электронном письме от директора IP3 Роберта Макфарлейна бывшему (а теперь осужденному) советнику по национальной безопасности Майклу Флинну говорилось, что передача ядерных технологий Саудовской Аравии поможет «восстановить стабильный баланс сил в геополитической ситуации на Ближнем Востоке»
Во время брифинга компании IP3 перед поездкой в Саудовскую Аравию в ноябре 2017-го года был описан ряд ключевых тем, в том числе возможность для Эр-Рияда «перепрыгнуть Иран и стать ядерным лидером». Соучредитель IP3 Кит Александер, подводя итоги визита в Саудовскую Аравию в 2016-м году, давал понять, что компания тесно сотрудничает с MBS, в то время заместителем наследного принца, с тем, чтобы обеспечить финансирование того, что он называл «государственным/частным объединенным энергетическим и безопасным предприятием», снова предполагая цели далеко за пределами торговли. «Корпоративные и иностранные интересы используют свой уникальный доступ для защиты передачи ядерных технологий США Саудовской Аравии», – сказал председатель Комитета по надзору Элайджа Каммингс в своем заявлении. – «Американский народ заслуживает того, чтобы знать факты о том, готов ли Белый дом поставить потенциальные прибыли личных друзей президента выше национальной безопасности американского народа и универсальной цели предотвращения распространения ядерного оружия».
Отчет Комитета по надзору также вызывает озабоченность по поводу послужного списка компании IP3, публикующей отредактированные электронные письма от неназванной третьей компании. При этом можно сказать, что IP3 находится в списке самых молодых и богатых компаний в сфере атомной промышленности. Представитель компании добавил, что основные действия IP3 якобы включали схему доставки радиоактивных отходов в Самоа в южной части Тихого океана, которая, по его мнению, была испорчена подкупом местных чиновников.
Изучение двухпартийной комиссией. В последние дни Трамп выступил против председателя Комитета по надзору и реформам Палаты представителей, назвав большинство афроамериканских районов от которых он баллотировался «отвратительным, крысиным бардаком, в котором ни один человек не хотел бы жить». Изучение связей США с Саудовской Аравией стало заметной двухпартийной проблемой после прошлогоднего убийства обозревателя Washington Post Джамала Хашогги в саудовском консульстве в Стамбуле.
Усилия Конгресса по отказу от поддержки Саудовской Аравии были сосредоточены на войне в Йемене, где Организация Объединенных Наций утверждала, что Саудовская Аравия и ее союзник Объединенные Арабские Эмираты виновны в военных преступлениях. С тех пор ОАЭ взяли на себя обязательство публично уменьшить свою приверженность саудовскому вмешательству Йемен.
И республиканцы и демократы в Сенате этим летом заблокировали сделку на 8 миллиардов долларов с Саудовской Аравией, которая включала поставку высокоточных боеприпасов, которые, как установила ООН, неоднократно использовались для поражения гражданских лиц в Йемене. Трамп быстро наложил вето на это решение, сославшись на проблемы национальной безопасности. Сенат не смог отменить вето президента.