Найти тему
Записки миллениала

Инстаграм и орторексия

Теперь я ем хлеб с маслом, на обед.

Эта публикация – попытка в очередной раз разобраться, что с нами творят социальные сети. Сейчас будем кушать Инстаграм.

Ранее я уже затрагивала тему моих болезней и попыток соответствовать стереотипам. Сейчас я хочу рассказать, как одна социальная сеть едва не поломала мою жизнь.

Я зарегистрировалась в Инстаграме в 2015 году, это был шаг скорее на волне подросткового мейнстрима: все мои одноклассницы там сидели, а чем я хуже? Фотографии выставляла соответствующие: нежные селфи, тортики, которые я сама приготовила, младшего брата, который удачно вписывался в контент моего профиля. На скучных уроках я листала ленту и предлагаемые фото, мне было весело, интересно, ощущения были такие же, как будто я ем зефир или сахарную вату ложкой.

После 11 класса я посчитала, что толстовата. При росте 168 я весила 55 кг, согласитесь, что ожирение налицо (головного мозга). Естественно, диеты из глянцевых журналов – это прошлый век, в 21 веке люди худеют через Инстаграм! Вернее, не худеют, а «правильно питаются». В 2014-15 году «пэпэ»-движение как раз стало набирать обороты. Это были безобидные профили девушек, которые рассказывали, какой обезжиренный или низкокалорийный творог лучше есть, как правильно готовить индейку на пару и почему есть вечером бананы ни в коем случае нельзя. Эти прекрасные инстаграмные девушки выкладывали фото продуктов, приготовленных блюд с подсчитанной калорийностью, селфи из зала и результаты (в сантиметрах и килограммах) их безукоризненного питания.

Я – молодо-зелено - стала «правильно питаться». Мне было непросто, потому что я жила в семье из 5 человек, где еда готовится на всех без исключения, где на ужин едят макароны с сыром и хлебом, где поток печенья и конфет никогда не иссякает, потому что папа и братья очень любят сладенькое. А еще едят там 3 раза, а не 5, потому что времени, возможности садиться 5 раз за стол нет. К тому же, после сытного обеда с первым, вторым и компотом кушать через 3 часа – преступление. Поэтому, мои частые подходы к холодильнику и скудные приемы пищи вызывали сначала удивление, а потом, спустя месяца 3, раздражение. Раздражение потому, что в нашей стране воспитываются, скорее, восточной культуре трапезы, в которой отказ от еды или нежелание сидеть за столом вместе и есть общие для всех блюда считается признаком невежливости и бескультурья.

47 кг
47 кг

Но мне-то что от этого. Я же знала и свято верила, что я - «просвещенная» и ем правильную еду, а все остальные – «варвары» и запивают жаренные котлеты (булка в составе!) вишневым холодным компотом, пока я тихонечко в сторонке ковыряю ложкой гречу. «ПэПэ» развило во мне такие качества, как:

1. Высокомерие: я знаю лучше вас, что, как, когда и сколько есть;

2. Индивидуализм: если раньше мой ритм жизни был встроен в общий ритм семьи, то теперь у меня был свой собственный ритм (сон, еда, тренировки по расписанию);

3. Нервность и зацикленность: из сферы принятия пищи эти качества перешли на отношения с людьми, уборку дома (каждый день надраивать полы вручную), учебу (учить и делать дз по всем предметам в университете).

Я потеряла себя, свои истинные цели и интересы в жизни. Еда и тренировки стали для меня самоцелью, а не средством к жизни. Если выражаться медицинскими терминами, у меня развилась пищевая и спортивная орторексия. Если перейти к конкретным симптомам и последствиям, то их можно разделить на физические и социальные.

48-49 кг
48-49 кг

Здоровье:

1. У меня пропали месячные. И не просто пропали, а исчезли на 3 года! Нервы, недостаток жиров (я не ела сливочное масло, сыр, жирное мясо и рыбу) и калорий сделали свое дело. Тут стоит отметить, что, может, у другой девушки с таким же питанием не было бы таких последствий, но у меня достаточно хороший обмен и до всей этой истории я кушала всегда хорошо: завтрак, 2й завтрак (в школе), обед и легкий ужин. Мой ежедневный калораж составлял (примерно, я не мерила) около 2000-2500 ккал. На «ПэПэ» я урезала рацион до 1200-1500 ккал. Конечно, это был дикий стресс для всего организма.

2. Стали выпадать волосы. Волосы у меня были всю жизнь не ахти, но вполне себе, средненькие: темно-русые, средней длины, мягкие, тонкие. После похудения они стали откровенно лезть, плюс явно поредел пробор, вдруг образовалось 2 затылка и небольшая залысина. Так как проблему я не лечила, а только разбиралась с последствиями, то 2 года на голове носила либо пучок, либо хвостик, чтобы не дай Бог никто не заметил, что у меня лезут волосы. И да, исчезли подволоски, а боковые залысины (на лбу, это у нас семейное) стали видны отчетливо.

3. Зубы и дёсна. Как раз в это самое время стоматолог стал настаивать, чтобы мне поставили брекеты, плюс моего врача беспокоило то, что у меня очень сильно стали оголяться шейки зубов (десна стала сходить вниз). Когда я села говорить с папой о брекетах, то отец гневно ответил, что «дура, ты поправься сначала, а пока не потолстеешь – никаких брекетов!». И правда, лечить последствия, оставляя без внимания причины, глупо.

4. Я постоянно мерзла, у меня нарушилась циркуляций крови, ноги (пальцы) и руки были постоянно холодными вне зависимости от погоды и температуры окружающей среды, а губы были часто синими.

5. Итого: с 55-56 кг при росте 168 я похудела до (минимально) 47 кг. Повторюсь, все очень индивидуально и каждый человек обладает конституцией, в которую изначально заложен уровень обмена веществ, физиологически здоровый вес и норма калорий. Мой комфортный вес, при котором я не думаю о похудании или о том, чтобы поправиться, чувствую себя прекрасно и живу полной жизнью может колебаться от 55 до 60 кг.

Социальные последствия не прошли мимо, потому что чрезмерное следование новосозданным принципам (орторексия головного мозга и индивидуализм) сделали свое дело: я стала редко ходить на публичные мероприятия и «в люди», потому что на первом месте у меня всегда был личный график еды и тренировок, под который уже подстраивались остальные события. Соответственно, я мало общалась с друзьями и одногруппниками и часто была одна. Одиночество на меня давило, как камень на шее, мне было тяжело: я хоть и не полностью экстраверт, но мне очень важно быть в социуме, наблюдать за людьми, чувствовать себя частью чего-то большего.

Я все также продолжала мониторить Инстаграм, находя подкрепление и получая «одобрение» своим действиям через публикации ПэПэшных блогеров. Я искренне восхищалась этими девушками, которые имеют такую силу воли, постоянно соблюдая графики приемов пищи и тренировок, успевают работать или развивать свои блоги, общаться с друзьями и проводить время с семьей.

Но я не учла несколько важных деталей. Во-первых, в своем большинстве такие ппэшные блоги – это средство заработка, и немалое, а такой образ жизни – это работа или часть работы блогера. Во-вторых, что хорошо для 25-30-летней женщины, то не совсем подходит для юной девушки, организм которой в 18-19-летнем возрасте еще не сформировался до конца, а вторичная социализация и формирование личности – в самом разгаре. В-третьих, Инстаграм в больших дозах для несформировавшейся личности – это как сладкая газировка: вкусно пить, только вот кариес потом. Большой поток визуальной информации, которую мозг просто не успевает обрабатывать, вместе с недостаточным критическим мышлением формируют ложные идеалы и модели поведения.

спустя 4 года, вес 57-58
спустя 4 года, вес 57-58

Сейчас, 4 года спустя, я чувствую, что почти выздоровела: физическое выздоровление произошло 2 года назад, моральное - дольше. Моральное освобождение значительно подстегнула семья, полученное образование и четкие жизненные цели, ориентированные во внешний мир, а не на собственное отражение в зеркале.
то же, 57-58
то же, 57-58

Продолжение следует. Любите себя и мыслите критически.