Мне 15 лет, и только что прочитанные страницы школьного учебника по литературе будто бы светятся открытой истиной: о том, что мы можем выбирать постоянное стремление к совершенству вместо обыденности, неотделимой от скуки и злобы; о том, что нет прекраснее и храбрее мечтателя, который не сдаётся и не позволяет сбить себя с пути; о том, что у Небес нет предела и есть бесконечное множество новых уровней роста. История чайки по имени Джонатан Ливингстон стала моим источником вдохновения – я думаю, у каждого из нас есть такое откровение, которое однажды привело в действие механизм "я обещаю, что моя жизнь будет такой!"
Мне 25 лет. Я перечитываю повесть-притчу Ричарда Баха на языке оригинала, и, как десять лет назад, слежу за становлением и преображением Джонатана, затаив дыхание, в почти священном благоговении, улыбаясь и ликуя про себя, постоянно повторяя: "Я понимаю. Я тоже это чувствую. Да, всё это близко мне и по сей день".
Одно из прекрасных качеств этой истории (хотя, в общем-то, вся она состоит исключительно из прекрасного) в том, что её прочтение не занимает много времени – ровно столько, чтобы научить главному: правильно мечтать, закрыв уши, ставить цели и пробовать всё возможное для их достижения. Не с этого ли начинается настоящая, полноценная и, конечно же, успешная жизнь?
Небеса – это не место и не время. Небеса – это достижение совершенства.
Для меня "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" имеет такое же значение, как и "Маленький принц" Экзюпери, представляя собой эталон нравственных ориентиров, к которому я постоянно возвращаюсь, чтобы проверить "качество" своей личности и своей жизни. Под шум морских волн рассказ об искусстве полётов (а под полётом можно понимать буквально любое мастерство) вычерчивает на песке тот самый сценарий лучшего, осмысленного, одухотворённого существования:
Вдохновение
Смелость
Создание смысла
Самосовершенствование
Духовный рост
Поиски своего пути
И всегда – выход на новый уровень.
Нет предела для совершенства; нет как такового конца жизненного пути, к которому человек приходит и, поставив галочку напротив последнего достижения, ждёт "своего часа". Жизнь – это непрерывное движение вверх.
Скорость – это мощь, скорость – это радость, скорость – это незамутненная красота.
Особенная ценность учения Джонатана Ливингстона проявляется вот ещё в чём: необыкновенная чайка учит не только смелости преодолевать препятствия и самого себя, но и смелости быть одиноким, непонятым, иногда высмеянным, смелости быть мечтателем среди обывателей и не терять ни любви к окружающим, ни веры в своё дело.
Но это не рассказ о том, почему многие не хотят и боятся летать по-настоящему; а о том, почему летать по-настоящему – это из один из тех смыслов, без которых жизнь попросту несостоятельна.