Начнём с так называемой «перестройки». Она подорвала экономику СССР, народное хозяйство которого вдруг стало капиталистическим. Не минуло этой участи и жилищно-коммунальное хозяйство...
При Советской власти основная часть жилищного фонда относилась к общенародному достоянию (ст. 11 Конституции СССР) и, соответственно, находилась под государственным управлением. А теперь ЖКХ состоит преимущественно из частных предприятий, влиять на экономическую политику которых государство не может.
Проявляя заботу о потребителях, президент Российской Федерации Владимир Путин попросил руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева проверить тарифы в ЖКХ.
Но тот заверил президента в том, что «дыры в законе закрыты, а многолетняя история, позволявшая муниципалитетам и регионам завышать тарифы, завершена». Если бы эта история действительно была завершена, люди не стали бы жаловаться на повышение тарифов, - парировал Путин.
То, что в ЖКХ много проблем давно уже не новость. В т. ч. проблема твёрдых бытовых отходов (ТБО). Да, практически вся страна перешла на «новую систему обращения ТБО». И теперь услугу «вывоз ТБО» потребители оплачивают отдельной строкой счёта, который им выставляет Единый расчётный центр. Но на существующий «порядок» обращения ТБО это никак не влияет.
В своё время миссия естественных монополий сводилась к обеспечению промышленности и социальной сферы электрической и тепловой энергиями, газом и прочими коммунальными ресурсами. При этом они не имели особой заинтересованности в повышении тарифов. А теперь ресурсоснабжающие организации (РСО) наживаются на потребителях, поставляя им неоправданно дорогие коммунальные ресурсы.
Есть проблемы и с так называемым «общим имуществом. Содержание этого имущества, равно как и ответственность за его состояние государство переложило на собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (МКД).
Об обслуживании МКД. Ограничений для конкуренции в этой сфере быть не должно. Но они есть. Всё дело в том, что практически весь жилищный фонд распределён между частными управляющими компаниями.
ЖКХ в целом, как, впрочем, и другие отрасли капиталистического хозяйства России превратилось в плацдарм для бизнеса, что соответствует внутренней политике российского государства. Считая своим долгом поддерживать бизнес, оно особо не заморачивается защитой бесполезных, с точки зрения государства, потребителей.
Очевидно, что проблематика ЖКХ заслуживает того, чтобы стать темой очередного заседания Дискуссионного клуба. Темой предыдущей обсуждения, состоявшегося 24 июля 2019 г., послужило неисполнение федеральным правительством Постановления Верховного Совета РФ №3020-1 от 27 декабря 1991 года, что обусловило множество проблем и в т. ч. касающихся ЖКХ.
Однако республиканское (Татарстан) Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства интереса к этому обсуждению не проявило. И, соответственно, не приняло участие в работе Дискуссионного клуба, заседания которого Правозащитный центр проводит при поддержке Общественной палаты Татарстана.
И только 1 августа 2019 г. на электронную почту руководителя Правозащитного центра поступило письмо заместителя министра И. Н. Насырова. Замминистра сообщил, что Министерство не приняло участия в предыдущем обсуждении, т. к. было занято подготовкой к чемпионату мира по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс». А в перечень компетенций национального первенства была включена и компетенция «Управление МКД».
С управлением МКД в нашей стране действительно есть проблемы, но они возникли из-за того, что федеральное правительство не исполнило упомянутое Постановления Верховного Совета РФ.
В заключение должен заметить, что руководство Татарстана пока ещё не высказало своё отношение к проекту «Дискуссионный клуб» . Это значит, что перспектива обсуждения проблематики ЖКХ едва ли заинтересует Минстрой, с которым автор этих строк ещё в 2003 году заключил соглашение о сотрудничестве. Его подписал тогдашний руководитель отрасли М. Ш. Хуснуллин.