Мой отец родом из кайской деревни Великополье., что в Кировской области. Сейчас деревни нет, на её месте - поле. Наверное, кто-то был бы рад числить в своих предках представителей знатных сословий. Но так уж получилось, что мои пращуры - вятские крестьяне. О папиной семье знаю не так много.
Его отец, мой дед - ветеран войны. О войне не любил вспоминать. Когда двоюродный брат пытался его расспрашивать, то дед говорил: «Тебе лучше там не быть». А дедов брат, тоже участник войны – плакал. Сохранилась фронтовая фотография деда, на которой он изображен с другом. Некачественная, деда видно плохо, но все равно –это Память.
После войны его избрали председателем колхоза «Северный красный воин». Но был снят с должности за «черные гектары». Что такое «чёрные гектары»? По очень суровым законам послевоенного времени весь выращенный хлеб колхозы должны были сдавать государству. Вот некоторые председатели и сеяли зерно, чтобы прокормить колхозников, на неучтённых, «чёрных гектарах». Не умирать же людям с голоду. Деда моего сняли с должности за это «преступление». По воспоминаниям отца, колхозники не хотели отпускать деда. Но райком настоял.
Папа смотрел эпизод из фильма «Председатель» - снятие Егора Трубникова с должности- со слезами на глазах. Он вспоминал , как его отца снимали с председателей. В отличие от Егора Трубникова, деда сняли с должности, несмотря на мнение колхозников
Помню деда высоким, малоразговорчивым стариком. Он курил махорку. В доме не переводилась овсяная брага . Свежая, она напоминает сладкий напиток, очень приятная на вкус. Мне было года два, когда я первый раз её попробовала. Бабушка дала. Мама просила не поить меня бражкой. А она сладкая! Помню, стою на пороге кухни и прошу:
-Бабушка, ну дай маленькую ложечку бражки! Бабушка потом часто вспоминала этот случай .
Бабушка София Кондратьевна была маленькая, шустрая. Меня почему-то называла Христа моя Витальевна. У неё всегда горели глаза, взгляд потух после смерти деда.
Семья была большая. Мой папа - старший, с 1934 года. А младший Михаил с 1953 года. Между ними тётя Лида (1937г.р.), дядя Вася (1940?г.р.), дядя Олег (1942г.р.), Володя (1949), Ольга (1951). Бабушка была маленькая, а дед – высокий. И дети получились разные. Папа, Миша, дядя Вася-высокие, а Володя и дядя Олег-ниже среднего.
Помню, как из села Лойно пешком ходили в Великополье, 12 километров и почти всё лесом.
И деревня стояла в лесу, вокруг неё был плетень, по улицам бродили свиньи. Дом у деда был большой. Нестроганые брёвна. Кровать, лавки, стол. На стене в рамке-фотографии. Но зато была шикарная русская печь и огромные полати, на которых мы играли с двоюродными братьями.
Сейчас только остается вспоминать детские годы, деревню, дедушку с бабушкой.