Найти в Дзене
КИНОМАННА

Новинки: светлое и пугающее «Солнцестояние».

Оглавление

Ари Астер – режиссер новомодных ужастиков, так называемых elevated horror, «возвышенных» фильмов ужасов. Такие картины отличает не только желание напугать или шокировать зрителя, но также и дать серьезный социальный комментарий не без помощи сложных и запутанных метафор, которые можно интерпретировать по-разному. «Солнцестояние» - вторая работа режиссера и, да, это опять же «возвышенный хоррор», оценивающий умение современных людей сопереживать. Что же там творится и почему фильм ужасов меня рассмешил?

Сюжет

Источник: Film.ru
Источник: Film.ru

Картина рассказывает историю девушки Дэни Ардор, которая переживает невероятное одиночество после смерти своих родителей и сестры. Единственный родной человек, который у нее остался – ее парень Кристиан, который давно тяготится этими отношениями, но ему не хватает смелости их прекратить. Дэни чувствует это, поэтому прощает его равнодушие, боясь, что он оставит ее совсем одну. И жили бы они вместе в болоте своего вялотекущего романа, пока их общий друг Пелле не приглашает их в Швецию, чтобы посетить его малую родину, коммуну Хорга. И здесь начинаются все приключения.

Тут все по классике. Дружелюбная деревня хиппи оказывается совсем не дружелюбной деревней хиппи, а поселением сектантов, поклоняющимся силам природы. Чего же тут только нет: намеренный инцест для рождения оракулов, наркотические трипы, смерти для завершения цикла природы, включающие падение со скалы и раздробление лица деревянным молотком, зажигательные конкурсы у амбара и поедание лобковых волос для ворожбы. И хотя автор любовно показывает все подробности жизни поселенцев, их быт остается совершенно нераскрытым, что, конечно, жалко, потому что Хорга вышла довольно-таки занимательной и вызывающей любопытство.

Актеры и персонажи

Источник: Kinoslide.ru
Источник: Kinoslide.ru

Персонажи типичны для ужастика, ой, простите, фолк-хоррора. Они кажутся довольно блеклыми и невыразительными на фоне того буйства красок природы. А еще их мало напрягает то безумие, творящееся на обрядах, будто по канонам фильма ужасов.

Главная героиня обретает яркость лишь в конце фильма, но как же Флоренс Пью там хороша! Ее слезы, паника и опустошенность, а затем безумная ярость меня покоряют. Парень Дэни, Кристиан – типичный равнодушный серый типчик, в котором, в общем-то, нет ничего плохого, но и хорошего мало. Вообще, Джек Рейнор в этом фильме похож на Кристиана Грея на минималках (вы меня ни за что не переубедите). Вот кто точно запомнился, так это Уилл Поултер в роли Марка. Наверняка у всех есть такой знакомый: раздражающий самоуверенный типчик, который постоянно творит всякую фигню. Вот это Марк. И он невыносим.

Атмосфера фильма

Источник: Film.ru
Источник: Film.ru

Фильм невероятно, божественно прекрасен (а какой там монтаж, Господи, в некоторых моментах склеек не видно). Ари Астер играет на контрастах, противопоставляя ньюйоркцев шведским язычникам. Эти невыразимо красивые пейзажи, в конце становящиеся неестественно яркими, перемежающиеся с серыми убогими видами Нью-Йорка. Белоснежные незапятнанные ритуальные одежды поселенцев против серых походных футболок американцев. Красивые, радушные, украшенные цветами жители Хорги против эгоистичных, измученных внешне и душевно горожан.

Автор возвышает этих детей природы, восхищается ими. В язычниках он видит ту нерушимую и прочную связь с природой, делающую их настоящими (здесь даже цветы пульсируют, будто дышат, люди!). Они не разделяют мир на зло, добро, гуманизм, жестокость, а просто уверенно видят картинку мира такой, какой они ее себе придумали и наперед знают, что будет. Жители Хорги искренне верят, что после 72х жизнь заканчивается, что цикл неразрушим, а дитя инцеста «разумом, незатуманенным рассудком» общается с духами.

Источник: Film.ru
Источник: Film.ru

Особенного внимания заслуживает сопереживание у поселенцев. Оно проявляется в разных ипостасях: от милого и дружелюбного до отвратительного и страшного. Одно можно сказать точно – язычники действительно чувствуют боль и радость других будто собственную. Если плачет кто-то один, то скоро будет реветь вся толпа, когда как ньюйоркцы эгоистичны и равнодушны к переживаниям своих товарищей. Астер возвел эмпатию в абсолют. В каких-то моментах это действительно поражает, а в каких-то заставляет смеяться до колик. Одна сцена рассмешила меня так, что я еще долго не могла успокоиться. Возможно, дело во мне, но эти бессмысленные глаза актера, стоны, куча голых людей и адская смешная наркомания, происходящая на экране не оставили меня равнодушной, боже. Сцена возвышенная и пугающая, а я ржу на весь зал. Со мной точно что-то не так.

Понравилось или нет?

Скорее, больше понравилось. Опять же, это фильм на любителя, такой околоартхаусный проект. Невозможно отрицать освежающую новизну фильма ужасов: когда страшным делают не привычные для жанра темные грязные закоулки и подвалы, а нечто светлое и чистое, да и еще превозносят это. А еще фильм очень, очень красив. Некоторые виды природы кажутся настолько яркими, райскими, что кажется, будто ты ел попкорн не с карамелью, а с ЛСД. Фильм наверняка понравится поклонникам творчества Джордана Пила ("Мы", "Прочь"), который, кстати, пришел от картины Ари Астера в полный восторг.

-5