Когда Иоганн Себастьян Бах умер, его младшему сыну Иоганну Кристиану исполнилось 15 лет.
Коротко о его судьбе
Как и другие сыновья Баха, он был очень одарён музыкально и получил хорошее образование: сначала его учил отец, после его смерти - старший брат Карл Филипп Эммануил, потом знаменитый итальянский педагог падре Мартини.
Вероятно, потому, что он, в силу обстоятельств, не испытал полноценного руководящего влияния своего отца, Иоганн Кристиан построил свою карьеру вопреки всем вековым традициям семейства Бахов - патриотов Германии, никогда не выезжавших за её пределы, и правоверных лютеран.
Он свободно перемещался по миру и, прожив восемь лет в Италии, переехал затем в Англию, где и осел на двадцать лет до самой смерти. Поэтому его называют "английским" или "лондонским" Бахом, чтобы не путать с другими братьями-композиторами.
Из карьерных соображений он перешёл в католичество, чем вызвал порицания всей своей лютеранской родни, и первый и единственный из Бахов стал писать итальянские оперы. Он стал законодателем новой музыкальной моды - "галантного" стиля в музыке.
В Лондоне он был особой, приближенной к королевскому двору, но в конце жизни его карьера пошла на спад. Был женат, но бездетен, и умер довольно рано - в 47 лет.
Вот его портрет в зрелые годы работы Томаса Гейнсборо:
Кстати, Иоганн Кристиан Бах был кумиром и старшим другом юного Моцарта.
И хотя "главным" и "великим" Бахом Моцарт считал... нет, не Иоганна Себастьяна (он просто не знал его музыки), а его сына - Карла Филиппа Эммануила, "лондонского" Баха он полюбил ещё с детских гастролей в Лондоне.
Маленький Моцарт старательно копировал его стиль, пользовался его советами в композиции и, таким образом, многому у него научился.
Музыка
Иоганн Кристиан Бах (как и трое других его знаменитых братьев) - редкий пример того, что Природа не всегда отдыхает на детях гениев. Иногда она бывает к ним очень и очень щедра.
Послушайте сами, какая красота.
1. Анданте (2 часть) из Симфонии ми-бемоль мажор ор.9 №2 (1773 год)
Хотя младший сын Иоганна Кристиана Баха, что называется, "пошёл другим путём", он унаследовал великолепный лирический дар своего отца.
Его мелодии проще, с оттенком галантной сентиментальности, но сочетание искренности и тонкого вкуса делают их неотразимыми.
2. Первая часть Симфонии соль минор, оp. 6 No.6 (1769 год)
Эта бурная и драматичная музыка навеяна, возможно, немецкой литературной модой того времени на мятежные страсти и трагические сюжеты (это направление называлось "Sturm und Drang" - "буря и натиск").
Свою (тоже соль минорную) 25-ю симфонию семнадцатилетний Моцарт написал явно под её влиянием.
3. Анданте из Симфонии ми-бемоль мажор, W С18 (1773 год)
Эта совершенно бесхитростная мелодия ненавязчиво согреет вам душу. Вряд ли в 18 веке людям жилось проще, чем сейчас, но где ещё нам вдохнуть этого чистого воздуха "Аркадии чудесной", как не в музыке того времени?
Ещё на эту тему: "Кем стали дети Баха?"