Найти тему
Большая перемен@

Учитель, психолог и папа

Оглавление

Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Татьяна Долгих

— Электронный образовательный контент стал неотъемлемой частью школьной жизни. Современные дети уже в первом классе владеют компьютером, с легкостью общаются по Интернету, пользуются электронными дневниками, участвуют в онлайн-конкурсах, — говорит учитель начальных классов гимназии села Боринское Сергей Васильевич Слепокуров. — В наше время такого не было...

«Я был счастлив»

Как-то так традиционно сложилось, что учителями начальных классов работают в основном представительницы прекрасного пола. Даже песни сложены в их честь. Помните поэтические строки «учительница первая моя» из песни «Школьный вальс» — классики «Последнего звонка»?

Однако этот стереотип напрочь развеян в гимназии имени Героя Советского Союза П.А. Горчакова села Боринское, где учителем начальных классов работает Сергей Васильевич Слепокуров. Правда, среди своих коллег — учителей начальных классов — он единственный мужчина не только в гимназии, но и в Липецком районе.

Имея диплом о высшем образовании, Сергей Васильевич мог бы преподавать историю и социально-экономические дисциплины. Однако на протяжении всей педагогической деятельности трудится именно в начальной школе. Решение стать учителем младших классов принял тридцать три года назад. И ни капельки об этом не пожалел. По душе ему это. Как говорил Антон Павлович Чехов, «учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело».

Профессия учителя начальных классов, безусловно, благородная, но очень не простая, ведь наставнику первоклашек–четвероклассников нужно быть не только преподавателем, но и одновременно психологом, воспитателем, а еще и папой...

— В моем роду нет учителей, я родился в простой крестьянской семье, — рассказывает Сергей Васильевич. — Идеалом педагога для меня была наша соседка — учитель начальных классов Зыкова Анна Ивановна. Видимо, меня «зацепили» ее педагогический такт, спокойная манера общения, учтивое отношение к ученикам, скромность. Другую профессию на себя я даже не примерял.

После окончания основной школы в селе Маховище Стебаевского сельсовета, откуда Сергей Слепокуров родом, он поступил в Лебедянское педагогическое училище. Когда учился, попросился в родную школу на практику. Правда, не учителем, а пионервожатым. В 1990-м вернулся сюда уже дипломированным педагогом.

— Коллеги с радостью приняли меня в свой дружный коллектив, — вспоминает Сергей Васильевич. — Поддерживали, подбадривали, давали мне, начинающему педагогу, нужные советы. Я был счастлив, что моя мечта сбылась.

Родные пенаты

С замиранием сердца заходил в первый класс первый раз молодой учитель.

— Здравствуйте, дети!

— Здра-вству-йте! — звонкое, но пока еще не дружное эхо прокатилось по классу. Не одна пара пытливых глаз устремилась на учителя. Что дальше? Короткая заминка. Класс затих. Но вот учитель улыбнулся, и побежали ответными солнечными зайчиками улыбки с парты на парту. И сразу всем стало уютно и спокойно...

Учебный год промчался незаметно. Но уже 1 сентября Сергей Васильевич сел не за учительский стол, а на студенческую скамью. Решив пополнить багаж знаний, поступил на исторический факультет педагогического института. Получив диплом, вернулся в родные пенаты и опять к своим младшим школьникам.

В 90-е, когда рождаемость упала, количество классов сократилось в разы. Маховищенская школа из основной превратилась в начальную. Штат педагогов пошел на спад. В 2002 году из-за малокомплектности классов Сергей Васильевич был вынужден уйти не только из школы — из профессии.

В перестроечные годы многие учителя стояли на бирже труда. Сергею Васильевичу, можно сказать, повезло. Он почти сразу нашел новое место работы — в ОАО «Боринское», переквалифицировавшись в... слесаря по выпуску газового оборудования. Надо было содержать семью. Кстати, с супругой Екатериной Анатольевной он познакомился в школе. Она тоже учитель начальных классов.

Два класса позади

Почти пятнадцать лет Сергей Слепокуров трудился на предприятии. И только в 2017-м вернулся на ниву образования — в Боринскую гимназию, где ему предложили должность учителя начальных классов. После курсов повышения квалификации Сергей Васильевич взял под свое крыло первоклассников.

Как и в прежние годы, в его классе — тридцать мальчишек и девчонок. И не только из Боринского, но и близлежащих сел — Падов, Крутогорья, Грязного и Стебаево. Пять раз в неделю на школьном автобусе они приезжают в гимназию и на нем же возвращаются домой. Учитель на свое рабочее место приходит за полчаса до начала уроков — малышей в классе одних не оставишь.

Сергей Васильевич преподает своим воспитанникам программные дисциплины: русский язык, литературное чтение, математику, окружающий мир и технологию, обеспечивает творческое развитие, досуг и отдых. А иностранный язык, музыку, изобразительное искусство и физкультуру ведут коллеги-предметники.

И вот уже два учебных года позади. По словам родителей, их детям повезло, что у них такой замечательный педагог. А комитет образования наградил учителя Почетной грамотой за успехи в просвещении.

Сергей Слепокуров работает по программе «Школа России» — это один из самых востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах.

— Комплект включает в себя учебники по всем основным предметам начального образования, и является надежным инструментом реализации стандарта второго поколения, — отмечает педагог. — Эти учебники дают возможность детям легко адаптироваться в школьном коллективе, запастись знаниями и умениями для дальнейшего успешного обучения. Программа учитывает индивидуальные способности каждого ребенка. Основная ее особенность в том, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности ученика.

Дорогу – «цифре» и живому слову

Кроме этого, в учебный процесс всё активнее внедряется «цифра». Уже невозможно представить даже начальные классы без современных гаджетов, которые год от года удивляют новыми и новыми возможностями, и их можно применять с большой пользой в обучении детей.

И одно из таких ноу-хау — интерактивная доска. Этот популярный электронный инструмент есть в каждом классе гимназии села Боринское. Наряду с традиционной, конечно, на которой пишут мелом. Как отмечает Сергей Васильевич, использование на уроках электронного устройства дает возможность интереснее и живее преподать учебный материал, например, кроме статических, демонстрировать изображения в динамике, видео, слайды.

— Если раньше приходилось рисовать, вырезать, клеить наглядный материал, то сейчас всё это можно перенести на флешку, — подчеркивает учитель. — Современным детям это понятно, они с интересом смотрят на экран, комментируют увиденное.

А еще новинка 21 века: учитель не пишет, как раньше, планы уроков, вместо них — технологические карты в виде таблицы, распечатанные на принтере. Это, по словам Сергея Слепокурова, сокращает время подготовки к занятиям, но не снижает качество. И еще нововведение — электронные дневники и журналы, к которым быстро привыкли и учителя, и дети, и родители.

Да, «цифровое обучение» — это веяние времени, и без него уже никак не обойтись. Но не приведет ли «сплошная цифровизация» к изменению традиционной роли учителя, который, по словам министра просвещения РФ, «станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально индивидуализирует траектории обучения школьников».

— Ни один компьютер, безусловно, не может в полной мере заменить живое педагогическое творчество, живое взаимодействие с детьми в ходе урока, — считает Сергей Слепокуров. — «Цифра» — это дополнительный источник знаний, помощница. Для меня, прошедшего советскую школу, стержневым инструментом в преподавании предметных дисциплин является живое слово, которое не заменит техника.

Любимые ученики

Сергей Васильевич с теплотой рассказывает о своих воспитанниках, каждый из которых со своим характером, темпераментом, но непременно талантлив и добросердечен. Они вместе не только на уроках, но и часто после уроков: ходят в библиотеку, в Дом культуры, участвуют в различных мероприятиях. Его любимцы, например, заняли третье место в школьном КВН, а в районном конкурсе «Вместо ёлочки — новогодний букет» — второе, получают дипломы в дистанционных конкурсах по разным дисциплинам.

Как отдыхает современный педагог от нелегких трудовых будней? Читает книги, ходит в бассейн, любит порыбачить на утренней зорьке на речке или пруду, а в отпуск, на летних каникулах, ездит с женой и дочерью Ксенией, ученицей гимназии села Боринское, к морю. Ничего сверхъестественного. Классическая семья педагогов!

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»