Найти тему

Замок Гарибальди. Вот так рождаются легенды

Среднее Поволжье было освоено человеком разумным с незапамятных времён. И свидетельств тому немало. Это не только многочисленные курганные захоронения правобережья Волги, протянувшиеся практически от Жигулёвска до Сызрани, но и в буквальном смысле россыпи грубых кремниевых ножей по склонам оврагов, впадающих в реку Уса. А укрепления в виде земляных валов, разрезающие Самарскую область с севера на юг? Кто, когда и, главное, с какой целью их возводил? Многочисленные «муромские городки», которые то и дело называют некими форпостами Волжской Булгарии.

Но всё это наследие ушедших эпох вскрывается либо случайно (например, земляные работы при новом строительстве), либо в ходе целенаправленных археологических изысканий, либо обнаруживается на детальных аэрофотоснимках при уточнении имеющихся географических карт. Видимых же свидетельств в виде сохранившихся древних построек в Среднем Поволжье крайне мало. Никаких монументальных каменных сооружений, подобных замкам и дворцам Западной Европы здесь не наблюдается.

И хотя большая часть европейских средневековых шедевров зодчества является либо тщательно отреставрированными старыми объектами, либо вообще новоделами, возведёнными на древних фундаментах по аналогии с изображениями на гравюрах сохранившихся манускриптов, непритязательных туристов это нисколько не смущает.

Например, в ряде таких замков в Чехии сегодня, ничтоже сумняшеся, демонстрируют легковерным посетителям «древние» стеклянные зеркала, стеклянные вазы и даже цветные стеклянные витражи возрастом 500 – 600 лет в довольно приличном на вид состоянии! Но ведь из курса физики средней школы известно, что стекло (расплав кварцевых песков) является аморфным (текучим!) материалом и не может сохранять устойчивую структуру более 350 – 400 лет.

А дальше? Дальше оно просто мутнеет, теряя первоначальную прозрачность и прежнюю форму (оплывает). Ртутная же амальгама зеркал или их оловянное покрытие (также аморфно) тоже не «переживёт» сроки более 300 – 350 лет. Серебряное же отражающее покрытие для зеркал было придумано лишь в XIX веке. Вот вам и «седая древность» Европы.

Фото автора, июль 2018 г.
Фото автора, июль 2018 г.

Но что делать, когда в Поволжье сохранившихся аналогичных памятников старинной архитектуры, как впрочем, и их фундаментов нет и не было? Тогда можно попробовать сотворить собственную «историю», граничащую с легендой, решил владелец торговой марки «Фабрика качества» и одноимённой сети продовольственных магазинов Олег Гарибальдиевич Кузичкин, начав в 2006 году эпическое строительство в селе Хрящёвка Ставропольского района Самарской области.

В самом начале этого одиозного проекта на левом берегу Волги, с видом на её Хрящёвский залив, появился сравнительно небольшой замок в готическом стиле, с островерхими шпилями башен. «Наша маленькая Швейцария!» шутили местные жители, охотно фотографируясь на его фоне и приглашая туда гостей и родственников.

А дальше, как говорится, аппетит приходит во время еды. К начальному зданию начали пристраивать дополнительные, появился парк из шикарных голубых елей с прудом и скульптурными композициями из рыцарей, зверей и весёлых мальчишек-рыбаков. Круто? Несомненно. Средневековый готический замок на берегу Волги. Где вы ещё такое увидите? Одиозно? Да, но на легенду всё равно как-то не тянет. Новодел – он и в Африке новодел.

Фото автора, июль 2018 г.
Фото автора, июль 2018 г.

И вот тогда за дело взялись маститые исторические «реконструкторы», благо дела у Гарибальдича шли не плохо, и он мог себе позволить этот «маленький» каприз, архитектурный комплекс памяти отца. Так на карте России появился замок Гарибальди.

Камень, из которого строился комплекс, состаривали по специальной технологии, придавая постройкам если и не древний, то очень и очень старый вид. Убрали все заборы, даже из кованной шикарной решётки, дорожки на территории комплекса и вокруг него начали мостить брусчаткой из натурального материала. Построили огромную бесплатную парковку в том числе и для туристических автобусов из соседних областей.

Фото автора, июль 2018 г.
Фото автора, июль 2018 г.

А уж открытие огромного фонтана на площади перед комплексом среди композиции из шикарных цветниковых клумб породило новую волну желающих поглазеть на «хрящёвское чудо». Но опять чего-то не хватало… Помпезно, дорого, броско, но не эпично и как-то совсем не легендарно.

И вот тут, видимо, кто-то из «советников» и «экспертов» напомнил Олегу Кузичкину о старой легенде о грифонах Рипейского ущелья. Согласно ей, проход вглубь Жигулёвских (Рипейских) гор и поныне сторожат мифические грифоны – крылатые существа с телом льва и головой орла. Вскоре был придуман свой вариант о том, что в древние времена на берегу современного Хрящёвского залива находилось укреплённое каменное сооружение, на остатки фундамента которого и наткнулись при строительстве замка Гарибальди. И среди найденных при этом артефактов были разрозненные фрагменты пергаментов, в которых упоминались стражи этого укрепления, грифоны и гаргульи.

Фото автора, июль 2018 г.
Фото автора, июль 2018 г.

Вот так ни больше и не меньше! Грифоны и гаргульи - это вам уже не просто фонтан с цветочками, это уже попахивает настоящей европейской героикой и также древностью седых Жигулей.

Но новая версия легенды была хоть и красива, но мало осязаема в отличии от харизматического бронзового рыцаря, чей шлем трут на счастье многочисленные туристы и молодожёны, а некоторые даже умудряются засунуть в него голову, хотя это и крайне неудобно. Не осязаема и не созерцаема, вы говорите? А это мы ещё посмотрим, снова вдохновился Олег Гарибальдиевич.

Фото автора, июль 2018 г.
Фото автора, июль 2018 г.

И вот уже на двух пилонах с восточной стороны комплекса красуются две бронзовые фигуры, выполненные «в натуральный размер, характерный для взрослых особей данного вида»! Неплохо? Можно подумать, кто-то, когда-то и где-то лицезрел их воочию. И не просто видел, но ещё и умудрился снять их антропометрические характеристики, такие как: размах крыльев, длину от клюва до кончика хвоста, размер головы и лап!

Фото автора, июль 2018 г.
Фото автора, июль 2018 г.

И ведь даже имена им придумали: Крас и Гестер. И родословную, берущую своё начало в европейских Альпах. А что же Жигули? Жигули не так интересно, это слишком близко и какое-то своё. Вот Альпы – это да. Это Европа…

Но и этого владельцу замка показалось мало. И вот в августе 2018 года на площади появилось ещё четыре скульптуры грифонов поменьше (детей что ли?), замотанные в транспортировочную плёнку. Но любопытные посетители не удержались и начали её рвать, не смотря на запреты охраны, чтобы получше рассмотреть очередное бронзовое чудо! А вскоре и эти грифоны заняли «законные» места на пилонах пониже вокруг цветника.

Фото автора, июль 2018 г.
Фото автора, июль 2018 г.

Сегодня, глядя на уникальный туристический комплекс, «Замок Гарибальди» (а это действительно туристический комплекс с элитной гостиницей и рестораном), так и хочется сказать: «Вот так рождается легенды!»

Олег Гарибальдиевич Кузичкин наглядно продемонстрировал, что и в России можно и нужно создавать свои неповторимые туристические объекты, не уступающие по масштабу и значимости европейским аналогам…

Фото автора, июль 2018 г.
Фото автора, июль 2018 г.

Если Вам понравилась статья, жмите "Нравится", комментируйте и подписывайтесь на канал "Аномальная и удивительная Россия".