Среднее Поволжье было освоено человеком разумным с незапамятных времён. И свидетельств тому немало. Это не только многочисленные курганные захоронения правобережья Волги, протянувшиеся практически от Жигулёвска до Сызрани, но и в буквальном смысле россыпи грубых кремниевых ножей по склонам оврагов, впадающих в реку Уса. А укрепления в виде земляных валов, разрезающие Самарскую область с севера на юг? Кто, когда и, главное, с какой целью их возводил? Многочисленные «муромские городки», которые то и дело называют некими форпостами Волжской Булгарии.
Но всё это наследие ушедших эпох вскрывается либо случайно (например, земляные работы при новом строительстве), либо в ходе целенаправленных археологических изысканий, либо обнаруживается на детальных аэрофотоснимках при уточнении имеющихся географических карт. Видимых же свидетельств в виде сохранившихся древних построек в Среднем Поволжье крайне мало. Никаких монументальных каменных сооружений, подобных замкам и дворцам Западной Европы здесь не наблюдается.
И хотя большая часть европейских средневековых шедевров зодчества является либо тщательно отреставрированными старыми объектами, либо вообще новоделами, возведёнными на древних фундаментах по аналогии с изображениями на гравюрах сохранившихся манускриптов, непритязательных туристов это нисколько не смущает.
Например, в ряде таких замков в Чехии сегодня, ничтоже сумняшеся, демонстрируют легковерным посетителям «древние» стеклянные зеркала, стеклянные вазы и даже цветные стеклянные витражи возрастом 500 – 600 лет в довольно приличном на вид состоянии! Но ведь из курса физики средней школы известно, что стекло (расплав кварцевых песков) является аморфным (текучим!) материалом и не может сохранять устойчивую структуру более 350 – 400 лет.
А дальше? Дальше оно просто мутнеет, теряя первоначальную прозрачность и прежнюю форму (оплывает). Ртутная же амальгама зеркал или их оловянное покрытие (также аморфно) тоже не «переживёт» сроки более 300 – 350 лет. Серебряное же отражающее покрытие для зеркал было придумано лишь в XIX веке. Вот вам и «седая древность» Европы.
Но что делать, когда в Поволжье сохранившихся аналогичных памятников старинной архитектуры, как впрочем, и их фундаментов нет и не было? Тогда можно попробовать сотворить собственную «историю», граничащую с легендой, решил владелец торговой марки «Фабрика качества» и одноимённой сети продовольственных магазинов Олег Гарибальдиевич Кузичкин, начав в 2006 году эпическое строительство в селе Хрящёвка Ставропольского района Самарской области.
В самом начале этого одиозного проекта на левом берегу Волги, с видом на её Хрящёвский залив, появился сравнительно небольшой замок в готическом стиле, с островерхими шпилями башен. «Наша маленькая Швейцария!» шутили местные жители, охотно фотографируясь на его фоне и приглашая туда гостей и родственников.
А дальше, как говорится, аппетит приходит во время еды. К начальному зданию начали пристраивать дополнительные, появился парк из шикарных голубых елей с прудом и скульптурными композициями из рыцарей, зверей и весёлых мальчишек-рыбаков. Круто? Несомненно. Средневековый готический замок на берегу Волги. Где вы ещё такое увидите? Одиозно? Да, но на легенду всё равно как-то не тянет. Новодел – он и в Африке новодел.
И вот тогда за дело взялись маститые исторические «реконструкторы», благо дела у Гарибальдича шли не плохо, и он мог себе позволить этот «маленький» каприз, архитектурный комплекс памяти отца. Так на карте России появился замок Гарибальди.
Камень, из которого строился комплекс, состаривали по специальной технологии, придавая постройкам если и не древний, то очень и очень старый вид. Убрали все заборы, даже из кованной шикарной решётки, дорожки на территории комплекса и вокруг него начали мостить брусчаткой из натурального материала. Построили огромную бесплатную парковку в том числе и для туристических автобусов из соседних областей.
А уж открытие огромного фонтана на площади перед комплексом среди композиции из шикарных цветниковых клумб породило новую волну желающих поглазеть на «хрящёвское чудо». Но опять чего-то не хватало… Помпезно, дорого, броско, но не эпично и как-то совсем не легендарно.
И вот тут, видимо, кто-то из «советников» и «экспертов» напомнил Олегу Кузичкину о старой легенде о грифонах Рипейского ущелья. Согласно ей, проход вглубь Жигулёвских (Рипейских) гор и поныне сторожат мифические грифоны – крылатые существа с телом льва и головой орла. Вскоре был придуман свой вариант о том, что в древние времена на берегу современного Хрящёвского залива находилось укреплённое каменное сооружение, на остатки фундамента которого и наткнулись при строительстве замка Гарибальди. И среди найденных при этом артефактов были разрозненные фрагменты пергаментов, в которых упоминались стражи этого укрепления, грифоны и гаргульи.
Вот так ни больше и не меньше! Грифоны и гаргульи - это вам уже не просто фонтан с цветочками, это уже попахивает настоящей европейской героикой и также древностью седых Жигулей.
Но новая версия легенды была хоть и красива, но мало осязаема в отличии от харизматического бронзового рыцаря, чей шлем трут на счастье многочисленные туристы и молодожёны, а некоторые даже умудряются засунуть в него голову, хотя это и крайне неудобно. Не осязаема и не созерцаема, вы говорите? А это мы ещё посмотрим, снова вдохновился Олег Гарибальдиевич.
И вот уже на двух пилонах с восточной стороны комплекса красуются две бронзовые фигуры, выполненные «в натуральный размер, характерный для взрослых особей данного вида»! Неплохо? Можно подумать, кто-то, когда-то и где-то лицезрел их воочию. И не просто видел, но ещё и умудрился снять их антропометрические характеристики, такие как: размах крыльев, длину от клюва до кончика хвоста, размер головы и лап!
И ведь даже имена им придумали: Крас и Гестер. И родословную, берущую своё начало в европейских Альпах. А что же Жигули? Жигули не так интересно, это слишком близко и какое-то своё. Вот Альпы – это да. Это Европа…
Но и этого владельцу замка показалось мало. И вот в августе 2018 года на площади появилось ещё четыре скульптуры грифонов поменьше (детей что ли?), замотанные в транспортировочную плёнку. Но любопытные посетители не удержались и начали её рвать, не смотря на запреты охраны, чтобы получше рассмотреть очередное бронзовое чудо! А вскоре и эти грифоны заняли «законные» места на пилонах пониже вокруг цветника.
Сегодня, глядя на уникальный туристический комплекс, «Замок Гарибальди» (а это действительно туристический комплекс с элитной гостиницей и рестораном), так и хочется сказать: «Вот так рождается легенды!»
Олег Гарибальдиевич Кузичкин наглядно продемонстрировал, что и в России можно и нужно создавать свои неповторимые туристические объекты, не уступающие по масштабу и значимости европейским аналогам…
Если Вам понравилась статья, жмите "Нравится", комментируйте и подписывайтесь на канал "Аномальная и удивительная Россия".