Одной из причин переезда из города в деревню было желание дать детям самостоятельное дворовое детство. Умение найти себе друзей, придумать занятие или игру без специального инвентаря, ориентироваться в ближнем пространстве в конце концов - все это базовые навыки младшего школьника, которые в большом городе совершенно не развиваются.
Примерно к 5 годам в дополнение к сюжетно-ролевым играм в норме приходит понимание и интерес к играм с правилами. Старший дошкольных возраст - золотое время для знакомства с настольными и групповыми подвижными играми. Однако, к сожалению, все меньшему числу детей становятся известны такие занятия.
Очень большое число родителей предпочитают выдать планшет вместо того, чтобы вместе с ним играть в настольную бродилку с кубиком, не говоря уж о прятках и жмурках. Во -первых, бродилки неинтересны взрослым, а при сравнении с компьютерными играми все остальные кажутся скучными и дошкольникам тоже.
Еще хуже обстоит дело с подвижными играми с правилами. Дома организовать их практически невозможно, требуется гораздо больше детей, чем обычно бывает в семье. Кроме того, большинство подобных игр раньше (еще лет 20-30 назад) не требовали участия взрослого, достаточно было старших товарищей во дворе, чтобы объяснить правила. Сейчас же разновозрастные компании детей практически исчезли, и передавать игровой опыт некому.
Теоретически на прогулке в детском саду предусмотрены подвижные игры, но в реальности организовать их очень сложно и трудозатратно. Сколько раз я пыталась организовать игру в "кошки-мышки" или "гуси-гуси, га-га-га", всегда это заканчивалось чьими-то слезами: все хотят быть исключительно котами, а не мышками, а уж участников хоровода для ловли кота удержать вообще невозможно. То же самое про гусей: все хотят быть волком, а не массовкой-гусями.
Кроме того, в детском саду необходимо выбирать такие игры, чтобы снизить возможность травмы, поэтому даже любимые детьми "вышибалы" уже под запретом.
К тому же перегруженные занятиями дети отказываются даже выслушать правила игры, а уж тем более выполнять их. А без правил подвижная игра превращается просто в бесцельную беготню и не выполняет своих главных функций: подготовки к волевой и произвольной деятельности.
Самостоятельно играть дошкольники в саду, кажется, вообще не способны. Стоит воспитателю отойти и перестать руководить, как игра разваливается даже в старших и подготовительных группах. А значит, это уже не игра в полноценном смысле (как самостоятельная ценность), а лишь очередная деятельность по указанию взрослого.
Не зря именно в предшкольном возрасте появляются такого рода игры: учась следовать не всегда самым интересным ролям (те самые мышки в хороводе), следуя правилам, установленным извне, ребенок учится контролировать свои эмоции, принимать роль как победителя, так и проигравшего, выполнять то, что требуется, а не только то, что хочется.
Отсутствие такого игрового опыта в 5-7 лет приводит к трудностям в учебе из-за неспособности к выполнению монотонных задач и неумению делать то, что надо, а не то, что хочется.
Возвращаясь к детям в деревне. Опыт удался лишь отчасти. Наверно, мои деревенские дети самостоятельнее городских ровесников в плане передвижения и выбора партнеров по играм (с одной поссорилась, пошла к соседке), однако в плане игр они так же предпочитают игры на телефоне или планшете.
Я ни разу не видела, чтобы деревенские школьники играли в вышибалы, бадминтон, казаки-разбойники между собой. В лучшем случае, это "бои" улица на улицу или девочки против мальчиков в виде простейших догонялок или постройка убежищ и поиск заброшек. Любимая подвижная игра - "выше ноги от земли", т.е те же догонялки с единственным условием. В пионербол, бадминтон и другие игры с мячом играют только в школе на уроках и тренировках. Зато с удовольствием строят куличики и устраивают "кафе" с приготовлением еды из травы, грязи и песка вместе с младшей сестрой.
А вы играли в детстве в игры всем двором? В какие игры? Ваши дети их знают?