Найти тему
Журнал "Главбух"

Где и как в интернете налоговики собирают компромат на вашу компанию?

Налоговики заходят в интернет, чтобы проверить, что компании и их сотрудники пишут о себе на сайтах и в социальных сетях. Эти данные они все чаще используют как доказательство, что компания недоплачивает налоги. Мы выяснили, какая информация на сайтах интересует проверяющих.

Сейчас проверяющие все чаще под лупой рассматривают личные странички сотрудников, читают их комментарии в блогах и соцсетях. Так налоговики ищут сведения о том, что происходит в организации. К тому же, найти нужные страницы людей легко – нередко в соцсетях создают группу по названию компании, где собираются все, кто работает сейчас или когда-то работал у этого работодателя.

Проще говоря, инспекторы собирают компромат, чтобы потом доказать схемы уклонений от налогов. И самый ценный ресурс это люди. Сотрудники, которые после работы переключаются на общение во ВКонтакте, Фейсбуке или инстаграм, сами того не желая, могут рассказать о работодателе много интересного.

Как налоговики по фотографиям из профилей сотрудников узнают о зарплатах в конвертах

-2

Сотрудники могут рассказать, например, о своей зарплате. Для инспекторов это возможность сравнить реальную зарплату сотрудника с данными из отчета. Если по документам сумма меньше, заподозрят, что организация незаконно экономит, недоплачивая работникам официальную зарплату. Такую компанию могут включить в план выездных налоговых проверок (п. 5 Общедоступных критериев, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Причем сообщить о зарплате работник может сам того не желая. Конечно, сейчас никто особо не рассказывает, сколько получает. Но налоговики и не ожидают увидеть четких сумм. Их заинтересуют фотографии. На них они будут отмечать дорогие покупки, частые поездки заграницу, брендовую одежду. Если нестыковка уровня официальной зарплаты и расходов будет у многих сотрудников, это повод для проверки.

Дело в том, что налоговики вправе запросить в банке сведения о движении по счетам физлица (ст. 86 НК). Если увидят, что сотрудник каждый месяц пополняет банковскую карту приблизительно на одну и ту же сумму, заподозрят неофициальные поступления. Сотрудника вызовут на допрос в инспекцию.

Как философские публикации сотрудника на форумах станут причиной налоговой проверки работодателя

-3

Часто человек, начиная рассуждать о жизни на форумах, не подозревает о последствиях своих высказываний. Да, сотрудники не собираются сливать инспекторам информацию о схемах экономии на налогах. Но они могут это сделать совершенно случайно.

Например, проговориться, что у группы компаний общий гараж и склад, а машины заправляются по одной топливной карте. В суде результаты допроса таких сотрудников станут неопровержимыми доказательством о взаимозависимости двух компаний (определение Верховного Суда РФ от 24.11.2017 N 308-КГ17-17310).

Больше всего полезных сведений налоговики могут найти в жалобах на тяжелые условия работы и большую нагрузку. Нередко работники начинают жаловаться коллегам на форуме, что трудятся сразу на несколько компаний, и проговариваются, что официально оформлены всего в одной организации. Конечно, налоговики не вправе использовать такие сведения в качестве доказательств. Но сотрудника, который их опубликовал, могут вызвать на допрос (подп. 12 п. 1 ст. 31 и ст. 90 НК).

Сайты с отзывами о работодателях — ценный источник информации для ФНС. То что лояльные сотрудники никогда не расскажут инспектору, обиженные работники с радостью выкладывают на сайтах, где публикуют черные списки работодателей. Например, orabote.top, pravda-sotrudnikov.ru, antijob.net, правдаработников.рф.

На каких еще сайтах обитают налоговики и собирают компромат на компанию

-4

Личные странички сотрудников – не единственный источник данных. Например, черный пиар может сослужить компании публикации рекламщиков. В погоне за новыми клиентами, они могут приукрасить ресурсы компании. А ведь преувеличивать опасно не только данные о доходах, рискованно хвастаться новыми услугами или запуском новых цехов раньше времени.

Налоговиков заинтересует информация о расширении деятельности компании. Они сравнят новости с сайта с тем, что написано в отчетах. Если найдут отличия, проведут проверку.

Сайты контрагентов также попадают в поле зрения налоговиков. Их насторожат неработающие страницы или отсутствие отзывов. А если ваши с контрагентом страницы будут «братьями-близнецами», то готовьтесь отбиваться от долгов такого близнеца.

Что еще насторожит инспекторов и где они чаще всего находят компромат на компанию, чтобы прийти с проверкой, читайте в статье журнала "Главбух". Новый номер открыт для всех по бесплатному гостевому доступу.