Найти тему
PROG ISLAND

ProgIsland: TIAMAT "Wildhoney"

TIAMAT

“Wildhoney”

(1994, Century Media, 77080)

Johan Edlund - vocals, guitars

Johnny Hagel - bass

Lars Skold - drums

Additional musicians:

Magnus Sahlgren - lead guitars

Waldemar Sorychta - keyboards

Birgit Zacher - female vocals

Этой пластинкой Йохан Эдлунд как тяжелым и хорошо заточенным колуном одним махом разрубил свое творчество пополам! Принесшие славу своему создателю дэт-думовые корневищи первых альбомов были отсечены напрочь вместе с обожаемой аудиторией! Шум этой рубки прокатился по всему дремучему лесу метала, как ударная волна от падения тунгусского метеорита. Оставшиеся под поваленными деревьями-исполинами, вырванные из почвы в одно мгновение, так и остались барахтаться в жухлой листве дэта и дума, омывая слезами первые три альбома шведов, не желая выходить из астральных снов и продолжая наблюдать за тяжелыми тучами, закрывающих солнце.

Оставшимся же солнце досталось, пусть маленькое, карманное, но досталось. И еще мёд! Дикий, но симпатишный! И вкусный! Сладкий, манящий, дурманящий…. С каких это цветочков пчелы насобирали?

-2

Резкая и неожиданная смена курса ошеломила практически всех! Люди вообще, в большинстве своем, очень не любят, когда привычное меняется, а когда оно меняется резко и сильно, тем более. Поэтому немудрено, что разразился скандал! Одни кинулись обвинять Йохана в предательстве идеалов, «опопсении» в погоне за успехом и сопутствующих грехах. Другие, напротив, приняли работу с чувством, граничащим с восхищением!

-3

Забудем за ненадобностью первых, навеки застрявших в гринпинской трясине, для которых музыка является лишь поводом потрясти башкой и послэмиться на концертах. Поговорим о музыке, поговорим для тех, кто, возможно, не воспринимает эту группу всерьез вообще, и творчество Эдлунда в частности. О былых временах напоминает первая половина альбома, хотя конечно это уже совсем не дэт/дум в его классическом понимании. Вся пластинка сделана как одно целое, когда одна композиция плавно перетекает в другую. Прием, конечно, не нов, но и сделано это было только лишь для создания и поддержания на всем протяжении необходимой атмосферы, что Йохану удалось блестяще! Композиции “Whatever That Hurts” / “The Ar” и, особенно, “Gaia”, еще напоминают звучанием «тяжелое» прошлое, но только отчасти, разве что гитары еще «порыкивают», но картины это абсолютно не портит, наоборот, это придает необходимый драматизм и напряжение. Вторая же половина и вовсе перетекает в медитативное настроение, подчеркнутое вокалом, слова произносятся практически полушепотом. Звуковая палитра сменяется пастельными красками с обильным использованием акустики и мягких синтезаторных подкладок, создавая неповторимую атмосферу, атмосферу созерцания, если угодно, некоего трипа, обволакивая слушателя шелком прекрасно прописанного звучания, где слышно каждую деталь, и каждая такая деталь, будь то щебетание птиц, шорохи листьев в кронах деревьев, абсолютно на своих местах, помогая музыке в создании именно того, чего и добивался автор, - ощущения сна наяву, когда вместо снов мерещатся какие-то мимолетные картины, от созерцательных до даже с неким эротическим налетом, видений, воскрешающих бесчисленные образы. Истинное психоделическое произведение, ни больше и не меньше. Сюр полный, начиная с текста первой же песни:

“Медовый чай, личинки псилоциба

Медовый месяц, серебряная ложка

Псилоцибиновый чай”

(псилоцибин — психоделик, эффекты которого сравнимы с непродолжительным ЛСД-трипом с незначительными отличиями)

В остальном лирика более приземлённая и осязаемая. Вот что Йохан сказал по поводу текстов пластинки: “Период времени, измеряемый тремя альбомами, показал мрачную сторону моей личности, теперь пришло время продемонстрировать другую сторону. Тексты, на мой взгляд, всё ещё имеют траурную природу, но покрывающую больший спектр чувств, и они, скорее, положительного окраса, который мне особенно важен”. Персонально Эдлунд также объяснил смысл лирики к “Гайе”: “Я ненавижу факт проведения опытов на животных и считаю это достойным печали и сожаления. Посмотрите, как систематически уничтожаются тропические леса, или когда, например, в Швеции отстреливают множество лосей, потому что их якобы стало слишком много. Откуда люди взяли, что у них есть право решать, много этих зверей или мало? Во все времена мать-природа заботилась о правильном балансе, как у людей, так и у зверей. Люди сейчас ищут средство против СПИДа, но мне это кажется бесполезным – на смену ему придёт какой-нибудь другой вирус… Природа создаёт свои средства борьбы с количественным ростом человеческой расы. Эта тема уже долгое время меня волнует, и я просто должен был написать что-нибудь об этом, при условии, что я никому не хочу навязывать своё мнение”.

Музыкально альбом, не отнять, находится под большим влиянием PINK FLOYD. Что, впрочем, не должно смущать или напрягать, ибо это не самоцель автора, и, тем более, не самый плохой ориентир. Опять же, это все слова, и попытки людей все систематизировать и загонять в рамки, причем, эти рамки другими же людьми установлены, но при этом без их обозначения никто не обходится. Что поделать, все привыкли и людям так спокойнее, когда видны рамки, обозначены проходы в минных полях, и расставлены буйки, обозначающие безопасный фарватер. Своим курсом идут смельчаки, которым не нужен фарватер, и, да, многие из них сгинули, но тем, кто выбрался даровано истинное счастье. Счастье познания и преодоления.

Александр Ковтун

(© ProgIsland, СПб, июль 2019)