Найти тему
KnB

Велосипед Артамонова

Занимательная история появления мифа об изобретателе велосипеда. Конечно, имя человека, который его изобрёл, хорошо известно - это барон Карл Дрез, в 1817 году запатентовавший "машину для ходьбы". В первом велосипеде Дреза не было педалей и привода - пассажир просто отталкивался от земли ногами. Педали к велосипеду гараздо позже приделал шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан.

Но в Росии бытовала другая версия. В вышедшей в 1896 году книге "Исторический очерк уральских горных заводов" Василия Дмитриевича Белова встречается следующий пассаж: "Во время коронования Павла I, следовательно, в 1801 году, мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретённом им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем своим потомством". Эта фраза сама по себе вызывает сомнения - хотя бы потому, что в 1801 году короновался не Павел, а Александр I. Но в 1910 году фамилия Артамонова снова "всплыла": её упомянул со ссылкой на Белова (и подправленным текстом про императора) географ Иван Яковлевич Кривощёков в своей книге "Словарь Верхотурского уезда". И миф ушёл в народ.

В советское время миф начал раскручиваться в полной мере. В 1922-м в Нижнетагильском музее выставлялся неизвестно откуда взявшийся оригинальный велосипед Артамонова (на деле - классический "паук" 1880-х годов, сделанный, как показали современные исследования, из бессемеровской стали, которой в начале XIX не существовало в природе). В 1948-м в книге историка Виктора Васильевича Данилевского "Русская техника" об Артамонове появилась приличных размеров статья, а уже оттуда история перекочевала в БСЭ, причём здесь появляются имя и отчество в виде инициалов (Е.М.) и годы жизни (1776-1841). Интересно, что чуть раньше в художественном романе Ольги Форш "Михайловский замок" Артамонов назывался Иваном Петровичем. В третьем издании БСЭ инициалы разрослись до полного имени - Ефим Михеевич, а биография превратилась в полноценное жизнеописание. Он якобы был крепостным, работавшим на Пожвинском заводе графа Всеволжского; с детства он был вынужден ходить за тридевять земель на Староуткинскую пристань, где помагал отцу, и для облегчения пути сконструировал самокат. В 1801 году Артамонов на своём цельнометалическом самокате (собственно, велосипеде - "пауке")

доехал до Санкт-Петербурга, был премирован за изобретение и получил вольную. На родине в Нижнем Тагиле он якобы построил ещё ряд велосипедов и сделал несколько изобретений; забыто же его изделелие было из-за того, что владелец завода воспринял его как машину для побега крепостных рабочих. Это не шутка, это официальная биография из третьего издания БСЭ.

Сомнения в существовании Артамонова появились в 1980-х годах. Именно тогда обнаружили, что велосипед, хранящийся в Нижнем Тагиле, не может быть старше 1870-х; проведя расследование, никаких сведений об изобретателе до книги Белова попросту не нашли. Зато нашли исторические корни мифа - сведения о нижнетагильских кузнецах Егоре Кузнецове-Жепинском и Артамоне Кузнецовом, которые на коронации преподнесли императрице Марии Фёдоровне конные "музыкальные дорожки". Видимо, неправильно истолковав исторический документ или сознательно совершив подлог, Белов создал нового русского изобретателя - и легенда так прижилась, что для её опровержения потребовался почти век.

А многие до сих пор верят в Артамонова. В Екатеринбурге, например, недавно поставили ему памятник. Там Артамонов в одежде конца XIX века разъезжает на "пауке". Забавно, не правда ли?

Другие статьи по этой и многим другим темам, вы можете прочесть на нашем канале t.me/KnowledgeBases