Хочу представить из своей коллекции редкий экспортный автомобильный радиоприемник А-18-Е, 1967 года выпуска, штатный для экспортных автомобилей Волга ГАЗ-21С и ГАЗ-22Г. Радиоприемник А-18-Е имеет радиотракт построенный на пальчиковых лампах, смонтированный в основном корпусе, устанавливаемом на торпедо ГАЗ-21С/ГАЗ22Г, усилитель низкой частоты и высоковольтный преобразователь анодного питания ламп, выполнены в отдельном выносном корпусе, который крепится на моторном щитке с правой стороны внутри салона, вся схемотехника выносного выполнена на транзисторах. Выносной блок имеет маркировку УП-18, соединяется с основным корпусом с помощью многожильного кабеля со штекерным разъемом. Блок УП-18 одинаковый для стандартного радиоприемника А-18С, который ставился на ГАЗ-21Р, УС внутреннего рынка и рынка Восточной Европы и экспортного А-18-Е, для рынка Западной Европы и ГДР, но были различия в распайке соединительного разъема, по годам выпуска.
Радиоприемник А-18-Е (Европа) редкий с диапазоном УКВ 88-104МГц, выпущено было очень мало, им комплектовались только ГАЗ-21С/ГАЗ-22Г экспортируемые в ГДР и страны Западной Европы, но в большинстве своем в страны Западной Европы ГАЗ-21С и ГАЗ-22Г поставляли без приемника, с заглушкой, а дилеры устанавливали приемник по предпочтению покупателя. Искал я этот приемник для своей ГАЗ-21 много лет. Выставили на продажу этот А-18-Е в Иваново, на местном сайте, случайно увидел мой приятель и сбросил ссылку, зная, что я ищу такой приемник. Приемник был ушатан «на-смерть», выносного блока УП-18 вообще не было, штекер на выводном жгуте был обрезан, ни о какой работоспособности речь не шла. Главные косметические элементы шкала и кнопки на латинице были в приличном состоянии. Оставалась главная загадка, стоит родной блок УКВ с «немецким» диапазоном 88-104МГц, или был заменен в свое время на блок с «советским» УКВ 65,5-73МГц. Я сам в 1979г. менял родной блок на советский, на А-18-Е, стоявшем на ГАЗ-22Г моего знакомого. На мою удачу, блок УКВ стоял родной. Дело в том, что корректно перестроить советский блок УКВ не реально, надо его фактически собирать заново, добиться полного перекрытия европейского диапазона можно только изменив конструкцию катушек. Вообще ВЧ дело тонкое, внедрять инородную электронику в планы не входило. Приемник оказался грязным, без единой лампы, не хватало деталей вариометра, срезан штекер с соединительного жгута, вероятно А-18-Е еще в советское время использовали в качестве донора, видно было, что не работал очень давно. А-18-Е был полностью разобран, были подобраны недостающие комплектующие, добыт выносной блок УП-18 того-же 1967года выпуска. Корпус был очищен от коррозии и покрыт приборной порошковой эпоксидной эмалью. Все монтажные провода были заменены на новые МГШВ, соединительный жгут изготовлен новый, близкий к оригиналу.
В итоге А-18-Е ожил. Конечно ждать от А-18-Е выдающихся характеристик не стоит, у него нет АПЧ, поэтому «волна уплывает» при движении автомобиля, приходится подстраивать, имеется и паразитный свист, присущий всей линейке А-18, это конструктивный просчёт, нельзя размещать УНЧ и анодный преобразователь рядом. Но все-таки приятно, что А-18-Е снова в строю.
Сергей Буров