Южная Мексика (нынешние штаты Табаско, Чиапас, Кампече, Юкатан) и Гватемала, а также некоторые территории, лежащие поодаль от них — в Гондурасе и Британском Гондурасе, являются районом, где строилась самая высокая индейская культура Северной Америки — культура майя. Когда-то, в самый отдаленный от нас период индейской миграции, предшественники нынешних майя заложили в этих районах Мексики и Центральной Америки основы своей древней культуры. Как народ, майя начали создавать свою самостоятельную культуру, возможно, за 500 лет до нашей эры. Подобно всем первобытным народам, они начали с земледелия. Сначала они вывели кукурузу и только много времени спустя научились культивировать агаву, хлопок и другие, питательные и волокнистые растения.
Когда майя пришли в страну, которая стала их родиной, так же как не знаем этого и в отношении ацтеков. Исходя из некоторых данных, можно предположить, что их первое поселение находилось на севере мексиканского штата Веракрус, где жили уастеки, говорившие на языке майя. Но их разделили клином другие вторгавшиеся группы их сородичей — майя Центральной Америки. Хотя между историками до сих пор нет согласия в этом вопросе, предположительной датой заселения индейцами майя южной части штата Веракрус считается 162 год нашей эры.
Самым древним из известных нам городов майя был Уасактун (в нынешнем департаменте Петен, Гватемала).
Историю майя можно подразделить на два периода на основе отличающих их характерных особенностей. Первая группа городов, которая возникла в пятом веке нашей эры и имела свою особую культуру, находилась в южной части территории майя. Эти города от Копана в западном Гондурасе простирались в северо-западном направлении до Паленке в нынешнем штате Чиапас (Мексика). Тикаль и Уасактун в Гватемале были самыми северными из этой древней группы городов. Занимавший обширную территорию город Паленке является типичным образцом ранней культуры западных майя. Знаменитые горельефы Храма Солнца отличаются простотой техники, которая ставит их в один ряд с лучшими древнегреческими произведениями того же рода. В искусстве барельефа Паленке с изящной скульптурной орнаментацией его храмов выделялся из всех городов майя.
Копан, на крайнем юго-востоке территории, превосходил Паленке по числу и разнообразию архитектуры своих пирамид и храмов, а также по количеству сложных надписей. Поскольку Копан был крупным религиозным центром, он был также городом искусства, самым ярким образцом которого являются знаменитые стелы (каменные плиты с высеченными на них изображениями и надписями).
Но прежде всего, Копан славился как город, в котором процветали математика и другие науки майя. Самым выдающимся научным достижением майя был их календарь. Майя имели четыре системы измерения времени. По первой системе в году было 365 дней, по второй — 360, по третьей —260, а четвертая признавала лунный год. Эти системы применялись каждая для особых надобностей и служили для взаимной проверки. Занимаясь вычислениями времени, майя создали математическую систему, приведшую их к открытию нуля — понятия, которое европейцы ввели в обиход лишь несколькими столетиями позже.
Майя достигли также поразительных успехов в астрономии. Пользуясь лунной системой счисления времени, они с удивительной точностью вычислили год планеты Венеры. Майя, пишет Томпсон,
«хорошо знали, что год Венеры фактически меньше 584 дней. Они умели измерять длину с точностью до одной сотой...» Их система летосчисления «была настолько точной, что если бы венерианский календарь майя продолжал действовать до сегодняшнего дня, то ошибка за весь этот более чем тысячелетний период составила бы не больше одного дня... А если учесть, что, кроме собственных невооруженных глаз, у майя не было никаких других средств наблюдения, то можно только изумляться их способности следить за движениями небесных тел».
В соседнем городе Киригуа, в нескольких милях к северу от Копана, жил не воинственный, весьма миролюбивый народ.
Оставленные скульптуры, не дают никаких указаний на существование здесь человеческих жертвоприношений или других варварских обычаев. В этом городе, где энергия населения направлялась на мирные занятия, а не на войну, был найден Большой Дракон или Большая Черепаха — шедевр культуры майя и искусства американских индейцев вообще. Это скульптура, высеченная из огромного камня весом около двадцати тони; вся поверхность этой каменной глыбы испещрена массой сложнейших деталей.
Главной темой, помещенной в центре самой широкой стороны камня, является элегантно одетая фигура, сидящая в широко раскрытой пасти чудовищного дракона. На противоположной стороне высечено лицо бога — возможно, бога преисподней, а на двух боковых сторонах — филигранно выточенные лапы или плавники огромной черепахи, откуда второе название этого монументального произведения искусства. На верхушке камня — глубоко высеченное лицо другого бога майя, которое окружают многочисленные художественно исполненные фигуры, тесно связанные с изображениями на всех четырех сторонах скульптуры.
Интересные статьи:
- Сокровища тайной комнаты Петербурга 1917 года
- Ученые расшифровали папирус строителей пирамид Египта
- 5 тысяч царских рублей лежали под ногами на пустыре
- Почему не стоит продавать старинные монеты
- Записи тайного ордена бога Диониса нашли в Болгарии
- В Киеве нашли царский клад серебряных монет
- Солнечные часы 1599 года откопали в Калининграде
- Тайна Египетского камня из метеорита раскрыта учеными
- В Египте раскопали гробницу жреца иерофанта
- Самый большой клад золотых монет в истории
- Загадка зооморфных фигурок Акамбаро
Благодарю за чтение статьи.
Подписывайтесь на мой канал, чтоб быть в курсе последних открытий!