Мы говорим с Сергеем Алексеевичем Беляевым, директором Российского центра науки и культуры, советником Посольства России в Республике Конго (Браззавиль).
- С чего вообще начинается взаимоотношение России и Центральной Африки?
- Российское знакомство с Африкой началось не с периода деколонизации, а уходит в более глубокую историю, чем это может показаться. Существенный вклад в исследование этого континента был сделан русским исследователем В. Юнкером в 19-м веке.
В книге российско-польско-английского писателя Дж. Конрада (Иосиф Федор Корженевский) «Сердцевина тьмы», опубликованной в 1902 году, фигурирует русский моряк, работающей на реке Конго. Кстати, этот сюжет стал основой для культового кинофильма 70-х годов «Апокалипсис – сейчас».
После Октябрьской революции и Гражданской войны в России тысячи беженцев из России нашли себе через колониальные администрации Бельгии и Франции работу в Бельгийском Конго и Французской Экваториальной Африке. Интереснейшие воспоминания о работе в этом регионе в 20-е гг. оставил русский казак М. В. Любовин.
Побывал в Африке в 20-е годы и один из крупнейших российских художников-эмигрантов А. Е. Яковлев, вошедший в качестве официального художника в состав экспедиции А. Ситроена, получившей название «Черный крейсер». Работы Яковлева открыли период увлечения романтикой «африканизма» на Западе.
- Но ведь именно СССР стал активно сотрудничать с африканскими странами?
- Естественно, расцвет отношений России и Центральной Африки относится к 60-80-м годам. Идеология марксизма-ленинизма в советском варианте неплохо ложилась на коллективистские основы африканских обществ, с одной стороны, и, с другой, создавала обоснование присутствия СССР в Африке в условиях холодной войны.
В этот период симпатии к государствам Центральной Африки со стороны российских исследователей и простых граждан стали достаточно популярными, благодаря тысячам специалистов, посланным на оказание помощи молодым государствам, получившим самостоятельность в результате процесса деколонизации, а также молодым африканцам, прибывшим на обучение в вузах СССР.
К сожалению, 90-е годы привели к резкому сокращению российского присутствия в Африке во всех отношениях, в том числе и в гуманитарном. К примеру, если в 80-е годы в африканских странах функционировало 22 советских культурных центра, то в настоящее время есть только 7 РНЦК.
- Помимо исторического партнера страны Франции на лидирующие позиции, в частности, в торговле с Конго вышел Китай. Насколько заметно китайское влияние в стране и в чем оно выражается?
Текущее состояние китайских инвестиций в Африке, в частности в Конго, мы с супругой представили в публикации на сайте Российского совета по международным делам. Но если абстрагироваться от исследовательского подхода, то китайское присутствие на практическом уровне в Конго и других африканских странах производит впечатление изменения исторического типа.
Да, можно констатировать, что многие китайские компании ориентированы на природные ресурсы. Но и большинство строек – госучреждения, отели, дороги, мосты, спортивные сооружения – это работа китайских компаний по подрядам правительства Конго. Часть строек – это коммерческие проекты самого Китая. В Браззавиле появился совместный китайско-конголезский банк. Есть и «безвозмездные» инвестиции в порядке помощи развитию. Достаточно сказать, что «дар» Китая в Конго – это строящееся здание парламента – Национальной ассамблеи и Сената. Кстати, штаб-квартира Африканского союза в Аддис-Абебе – это тоже дар Китая.
В этих условиях постепенно через СМИ африканских стран, которые активно поддерживаются китайскими коллегами, формируется образ Китая как дружественного государства, помогающего решать вопросы экономического развития. Общественное мнение относительно спокойно относится к китайскому «проникновению».
По официальным данным из Китая, в области культурных и гуманитарных проектов правительство КНР планирует в 2019-2020 гг. построить в африканских странах 5 культурных центров, установить телевизионные антенны в 10 тысячах африканских деревень, предоставить 2 тыс. стипендий для докторских исследований, 30 тыс. стипендий для получения высшего образования и 1 тыс. стипендий для журналистов. В области профессионально-технического образования планируется в ближайшие годы дать подготовку 200 тыс. техников на месте и подготовить 40 тыс. техников-специалистов в Китае. Считается, что Китай инвестирует в странах со стабильными политическими условиями, хотя к их числу отнести РК и ДРК можно с большой натяжкой. Интересно и то, что Китай не связывает свое экономическое присутствие с военным, которое не играет превалирующую с точки зрения Китая роль в Африке.
- Какие Вы видите перспективы взаимоотношения России с Конго и Центральной Африки в целом? В чем потенциальные точки роста сотрудничества?
В последние месяцы произошли события, которые свидетельствуют о возрождении интереса к партнерским отношениям между Россией и Конго. В мае с.г. в Москве побывал ветеран мировой политики, Президент Конго В. Сассу-Нгессо, который встречался в свое время еще с Генсекретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым. Президент Конго заявил в интервью ИТАР-ТАСС, что для России настал момент «поучаствовать в борьбе за строительство Африки, и работа предстоит большая».
На Форуме «Развитие парламентаризма» в июле с. г. принял участие Президент Национальной ассамблеи И. Мвуба, который назвал форум «праздником дипломатии народов». По его словам, парламентарии всех стран должны сообща заниматься борьбой с вызовами терроризма, климатическими изменениями, миграцией, рабством, коррупцией. Это и становится потенциальными точка роста во взаимоотношениях между двумя странами.
Состоялись визиты конголезского министра обороны генерал-майора Ш. Р. Монджо. Предстоит визит представительной делегации Конго во главе с Президентом и на встречу в верхах в октябре в г. Сочи. Это - существенные события в отношениях двух стран, которые, несомненно, будут иметь серьезные последствия.
- Какие шансы у России упрочить свои позиции в регионе?
- Когда размышляют о месте России в Центральной Африке в целом, то встречаются три основные точки зрения – первая - «поезд уже ушел», вторая - «можно еще вскочить на подножку уходящего поезда» и третья – «Африки на всех хватит». Все три точки зрения страдают излишней абстрактностью. Жизнь - многообразней и конкретней. Оценка перспектив взаимоотношений России и Центральной Африки поэтому не может быть одномерной.
У многих стран Черной Африки есть общие черты, но есть и национальные различия, детерминированные историей, образом жизни, климатом, географией и уровнем экономического развития. Есть страны, в которых для России «поезд» уже ушел. В некоторых можно еще что-то сделать в ограниченном объеме. Есть страны Африки, где простор для многообразной деятельности и время для российского присутствия еще не пришли. Но здесь дело не только в потенциале африканских стран, но и в представлениях, ресурсах и мотивации самих россиян.
- Скажите, что в Конго знают о России? Как Ваша деятельность способствует продвижению культуры нашей страны там?
Естественно, знакомство с Россией в Конго ограниченно по причине недоступности российских франкоязычных публикаций, радио- и телеканалов. Но большой резерв объективного и доброжелательного отношения к России и русским – это конголезцы, получившие образование в СССР, а затем в России. Здесь насчитывается до 8 тысяч выпускников, многие из которых занимают ключевые посты в правительстве Конго – министра иностранных дел, обороны, культуры, сельского хозяйства. Среди выпускников есть и президент Национальной ассамблеи, мэр г. Браззавиля, советники президента и многие другие.
- А сегодняшняя молодежь учится у нас?
- Мы продолжаем эту традицию подготовки национальных кадров в России. В последние два года на учебу уезжает по разным каналам до 200 молодых конголезцев. Есть и краткосрочные поездки молодых перспективных журналистов, политиков, деятелей культуры по программе «Новое поколение», которая дает определенное знакомство с российской действительностью. В РЦНК работают библиотека и медиатека, курсы русского языка, на которые в последние годы записываются до 500 желающих, секция восточных единоборств, музыкальные занятия.
- Как вообще продвигаете русскую культуру в массы?
- Широкомасштабным мероприятием по продвижению русской культуры является ежегодное проведение Декады русского языка и литературы в Конго, традиционно включающей в себя День открытых дверей РЦНК, День памяти А. С. Пушкина с возложением цветов у его бюста на аллее Памяти г. Браззавиля, конференцию Конголезской ассоциации преподавателей русского языка, выставки, демонстрацию фильмов по произведениям классиков, пушкинские чтения и праздничный концерт слушателей курсов русского языка.
В силу тесных культурных связей между Россией с Республикой Конго, сформировавшихся в 70-80-е годы, русский язык играет в среднем и высшем образовании этой страны по-прежнему исключительно важную роль по сравнению с другими странами Африки. Он изучается в подавляющем большинстве лицеев г. Браззавиля и в Университете им. М. Нгуаби.
В стране насчитывается около 30 преподавателей русского языка, часть которых уходит на пенсию, но число их прогрессивно пополняется за счет увеличивающегося в последние годы числа вновь пребывающих из России в Конго выпускников российских вузов.
Проводится и Национальная олимпиада по русскому языку в Конго. В ней принимает участие около 3 000 учеников, студентов и слушателей курсов русского языка при РЦНК.
РЦНК организует концерты конголезских музыкальных коллективов, в репертуар которых обычно входят произведения русских классических композиторов и наши народные песни.
Недавно на сцене РЦНК были поставлены пьесы А. С. Пушкина «Пиковая дама» и А. П. Чехова - «Медведь» и «О вреде курения».
- Понравилось публике?
- Эти спектакли на французском языке стали настоящими культурными сенсациями в Браззавиле. Театр выступил на других сценах в Конго и получил приглашение выступить во Французском институте г. Браззавиль и на фестивале театров в г. Гома (ДРК).
Большое внимание РЦНК уделяет работе со СМИ. В течение последних месяцев я регулярно выступаю в одной из программ на местном ТВ, посвященной культуре и искусству. Но темами 40-минутных выступлений стали не только мероприятия нашего РЦНК, но и общественные темы – Победа в Великой отечественной войне, жизнь и творчество А. С. Пушкина, который, будучи потомком африканца, пользуется большой популярностью в Африке, история и настоящее российского кинематографа, помощь СССР африканским странам в период деколонизации и становлении независимости.
Думается, что такие возможности для продвижения российского взгляда на историю и современность трудно получить в других странах. Иными словами, одно из упрощающих работу явлений в Африке, в частности, в Конго – это отсутствие недоброжелательного отношения к России и антироссийских диффамационных компаний в СМИ, которые характерны для многих стран Старого и Нового света.
Впрочем, сообщения о работе центра и выступления наших гостей можно найти на нашем сайте - , в социальной сети и на видеоканале.
- Какое будущее впереди у Африки?
- Африка – это «континент континентов». Экономика, экология, плотность населения, этнический состав, культура, промышленные и урбанистические инфраструктуры варьируется от страны к стране. В экономическом измерении есть локомотивы развития – Нигерия, ЮАР, Эфиопия, Ангола, Египет. Но есть и совсем небольшие страны – например, Экваториальная Гвинея или Габон, которые по уровню валового национального продукта на душу населения достигают уровня среднеразвитых западноевропейских стран типа Испании, Греции или Португалии, не говоря уже о многих восточноевропейских странах или государствах бывшего СССР.
Африка меняется очень быстро. У меня нет намерения создать образ процветающей и благополучной Африки. Но надеюсь, что эта беседа послужит развенчанию некоторых мифов и легенд об Африканском континенте. Африка – это континент будущего, который ждут еще в течение не одного десятилетия самые неожиданные повороты и испытания.
-Спасибо Вам за интервью.
Напомним, что первые части нашей беседы Вы можете прочесть здесь:
Часть 1, Часть 2.