Мультфильмы не равно для детей. Да, это основная целевая аудитория, но взрослым иногда тоже хочется окунуться в детство и посмотреть что-то доброе, милое, светлое. Однако картины в моём топе выбраны не из-за ностальгии. Так как на этом канале мы говорим про кинематограф (и немного про вино :D), а анимация эта одна из его вех, я расскажу о лентах, которые поразили меня новаторским подходом, уровнем драматургии, количеством вложенных сил и особенностями, которые можно найти только в них.
- Номер 1 - "Пастушка и трубочист" (1965 год)
Этот мультфильм является экранизацией одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсона, однако в мультфильм были введены многие персонажи, которых не было в оригинальной сказке (например парочка мышек), но благодаря которым история стала более объёмной, а конфликт в ней более выраженным. Начнём с того, что над этим мультфильмом работал один из самых выдающихся режиссёров мультипликации — Лев Атаманов и только один этот факт уже говорит о многом. Но, что меня действительно захватывает в этой работе — её стилизация и цвета. Штрихованые словно набросочные фоны заставляют больше всматриваться и большее подмечать. Пока Оле-Лукойе проводит зрителя по ночному городку, где жители выглядят как тени в окнах, но стоит только рассказчику смахнуть зонтиком паутину и пыль как всё становиться ярким, но что удивительно абсолютно гармоничным. Моя любимая сцена это сцена на крыше, в ней столько веса и глубины. На поверхности конфликт пастушки и трубочиста, вторым слоем противоречие желаний трубочиста — что выбрать любовь или жизнь, о которой он мечтал?
И конечно же две реплики (скорее всего придуманы сценаристом, так как в сказке я их не нашла), которые я помню почти наизусть, так они меня поразили своей взрослостью, проницательностью и лёгкостью:
Трубочист:
«Восток светлеет…. беспокойный ветер сейчас проснётся….. Он уже проснулся, и он уже наполнил паруса стремлением в просторы океана.... Натянулись якорные цепи, и в путь далёкий рвутся корабли…. И мы с тобой пойдём с попутным ветром… в широкий мир… любимая…!»
"Пастушка и трубочист" 1965 год
Пастушка:
"Я за тобой в огромный мир пошла, а ты ты за мной назад идти не хочешь?!"
"Пастушка и трубочист" 1965 год
- Номер 2 - "Скоро будет дождь" (1959 год)
Мультфильмы имеют такую особенность — герои в них либо плохие, либо хорошие. Неоднозначные и сложные характеры встречаются редко и оттого вызывают больший интерес. Персонаж Онзея всегда казался мне любопытным, с одной стороны он по рассеяности чуть не погубил животных живущих на земле, однако при этом не выступал злодеем, главным антогонистом была Засуха.
О зверях в этой картине. Вообще я бы разделила мультфильмы о животных на две категории, в первую бы вошли ленты, в которых они являются более антропоморфными ( как в "Пёс и кот", о котором рассказываю ниже), а во вторую те, в которых они больше походят на обычных животных. "Скоро будет дождь" относится ко второй. Тем примечательнее то, что характеры их вполне четко прописаны. Жаба очаровывает своей деловитостью и практичностью :)
- Номер 3 - "Пёс и кот"(1955 год)
Все мы знаем и помним прекрасные диснеевские мультфильмы о принцессах (и не только) и как же приятен был момент финала, где все счастливы, а злодеи получили по заслугам. Казалось бы это и есть основная концепция и посыл мультипликации в целом — будь добрым, веди себя хорошо и получишь, то о чём мечтаешь. Так вот анимационная лента "Пёс и кот" остаётся в стороне от этой концепции, тем самым выходя из рамок привычного. Казалось бы история о классическом противостоянии собак и котов, что же тут интересного? А то, что финал этой истории может вас удивить ведь её протагонист, пёс, не получает желаемого, которое несомненно заслужил.
Примечательно, что мультфильм по тому же рассказу был снят Львом Атамановым в 1938 году (правда не на студии Союзмультфильм ) и был чёрно-белым. Видимо, история была так интересна режиссёру, что позже он решил переснять её в цвете. Конечно технически две ленты не сравнимы между ними как никак семнадцать лет прогресса в анимации и кинематографе в целом.
Не мало важным фактором так же является то, что для мультфильма написал музыку известный композитор Хачатурян. Она проходит через него, вплетаясь в общую композицию такая же яркая как и картинка, и дополняя атмосферу истории.
Величайшие художники, и под художниками я здесь имею ввиду всех людей создававших мультфильмы — операторов, сценаристов, композиторов, режиссёров, аниматоров, своего поколения работали над этими картинами.
Анимация в переводе с французского — оживление, одушевление. Заблуждение полагать, что картинка в мультфильме это просто картинка. Каждое изменение мимики персонажа это игра художника-аниматора, это вложенная эмоция.
Задумайтесь, может из-за снисходительного отношения к мультфильмам вы пропустили действительно замечательную историю?
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии — будем говорить про кино :)