В борьбе за рост продаж предприниматели ориентируются на самых массовых клиентов — на 20-25-летних, привлекая их бонусными программами, работающими по принципу игровых приложений. Но миллениалов раздражают назойливые рекламные предложения в смартфонах.
Конференция Smart Business Forum, организованная компанией GIS (Global Intellect Service) проходила в жаркие выходные дни, и было очень неожиданным увидеть в гостинице Holiday Inn полный зал участников — примерно 200 человек. Среди них были бизнесмены из Петербурга, Ленобласти и регионов Северо-Запада. Организованная в фойе гостиницы небольшая выставка демонстрировала бизнес-достижения участников: они представили корейские водоочистители, которые производят «водородную воду»; полиграфическую продукцию сети копицентров «#безпаники»; натуральную косметику и другие товары.
Бизнесу научить невозможно, какие бы учебные заведения ни окончил предприниматель, он все равно каждый раз начинает учиться, как только решает заняться бизнесом, считает Елена Бабурина, тренер личностного роста. «Сегодня бизнес зачастую начинается интуитивно. Открывая или пробуя открыть какой-то бизнес, предприниматели сразу садятся за парты и параллельно начинают учиться», — считает она.
Главный капитал бизнеса — доверие клиента. Поэтому очень важна обратная связь. «У вас есть восемь секунд, чтобы заинтересовать клиента, и одна секунда, чтобы его потерять», — сделала вывод Елена Бабурина. Все больше компаний берут в штат success-менеджеров — специалистов, которые представляют интересы клиента в компании. Эти менеджеры изучают продукт, который компания производит, и анализируют, как его нужно улучшить, чтобы производитель добился успеха у аудитории.
Миллениалы диктуют условия
Основной клиент сейчас — миллениалы, именно их запросы нужно сегодня изучать, потому что через два-три года они составят 60% платежеспособного населения, отмечает ивент-менеджер Артур Назаров. Поколению людей, которым сейчас 20-25 лет, отличает «геймификация, персонализация, нечувствительность к рекламе и тот факт, что они доверяют только таким же миллениалам», уверен Назаров.
У этого поколения другие ценности, чем у 40-летних, 50-летних. «Дофамин — гормон, который отвечает за чувство любви и привязанности, начинается вырабатываться мозгом человека в то время, когда он ест, занимается сексом, а также в то время, когда он видит лайки в соцсетях, лайки своим собственным постам», — охарактеризовал Артур Назаров особенности миллениалов. И посоветовал участникам форума вести оцифрованную клиентскую базу. И как можно больше рассказывать клиентам о своем продукте или услуге через блогеров и Instagram, потому что 20-летние не доверяют мнению экспертов, на которых ориентируется старшее поколение.
Новым потребителям важна связь не с девушкой на ресепшн, а с владельцем бизнеса, добавил Назаров.
Маркетинг ищет рецепты в IT
Ориентация на клиентов породила множество высокотехнологичных новинок, которые упрощают бизнесменам связь с потребителем. Например, мобильные приложения, позволяющие, по замыслу разработчиков, клиентам получать скидки, а бизнесменам — расширять аудиторию, рассылать push-уведомления, оцифровать клиентскую базу. Одно из таких приложений — UDS Game — продвигает компания GIS.
- Принцип работы UDS
- Регистрируясь на сайте программы, компания получает QR-код, к которому привязывается определенное количество бонусных баллов. Продавец в магазине предлагает клиенту установить приложение UDS на смартфон, а также ввести специальный промокод или считать QR-код компании с помощью мобильного устройства, чтобы получить скидку на покупку. Если покупатель соглашается и выполняет инструкцию, то он автоматически оказывается в электронной базе предприятия.
«Если пользователь поделится QR-кодом своими знакомыми и друзьями, а они по рекомендации придут закупаться в заведение, то бизнес получит новых клиентов. Первому покупателю можно за оказанную услугу увеличить размер скидки. Ведь, как показывает практика, клиенты предпочитают копить бонусы до 50%, нежели получать небольшие скидки по 5% и 10% за каждую покупку», — объясняет принцип работы директор по развитию IT-платформы UDS Айрат Измайлов.
Мобильное приложение с 2015 года установили на смартфоны около 6 млн потребителей, а также поставщики товаров и услуг. Среди пользователей программного обеспечения — 10 тысяч компаний из России и стран СНГ. К концу 2019 года GIS рассчитывает довести цифру до 25 тысяч предприятий за счет активного продвижения и внедрения новых функций. Так, в июле компания добавила в программный пакет интернет-магазин. Большинство пользователей технологичного решения — рестораторы, владельцы салонов красоты и магазинов. Поддержкой и развитием проекта занимаются 70 программистов, дизайнеров и менеджеров из двух офисов — в Казани и Москве.
Приложение позволяет налаживать кросс-маркетинг. «Например, если вы фотограф, то предложите клиенту сходить в салон красоты вашего партнера, при этом дав особую скидку на услуги по промокоду или QR-коду. За это владелец салона-красоты будет вам отдавать ежемесячно, например, 10% от полученной оплаты», — советует Измайлов.
Не все приложения полезны
Мнения бизнесменов насчет эффективности таких технологий разошлись. Владелец петербургской сети кофеен Coffeers Анатолий Побожев высказался за подобные приложения. Он рассказал, как начинал с мобильной точки на Сенной площади, и его бариста попросту замерзли в морозную зиму 2011-2012 года, поэтому бизнес на улице пришлось свернуть. Затем Побожев начал отстраивать бизнес заново, и сейчас в сети 15 точек, а годовой оборот составляет 19 млн рублей, 16 тысяч клиентов, большинство которых «оцифрованы» при помощи UDS.
А представители компании Bnovo, занимающейся разработкой технологических решений в сфере гостиничного бизнеса, полагают, что мобильные приложения для покупателей отходят в прошлое. «Потребителю неудобно все время скачивать мобильные приложения, об этом мы часто слышим, например, от отельеров. На смартфоне обязательно должно быть достаточное количество памяти, да и замотивировать пользователя установить твой продукт не так уж просто. Сейчас люди хотят получать все с помощью одного клика», — считают в Bnovo.
Вдобавок не все бизнесмены-участники подобных IT-программ честны с клиентами: потребители часто жалуются, что заведения общепита и торговые точки отказываются списывать накопленные баллы в счет покупки или «забывают» их начислять. В итоге приложение оказывается бесполезным.
«Приложение долго запускается. Стоять у кассы и ждать — это вообще не дело. Продавцы вечно отказывают, ссылаясь на то, что там что-то не работает, нет связи и т.п.», — пишет в своем отзыве Марат, один из пользователей платформы UDS.
Сами по себе такие приложения клиентов не привлекают, для продвижения все равно приходится использовать другие каналы, говорит Елена Дыкова из тюменской компании CarteBlanche. Многих клиентов раздражают назойливые push-уведомления; другие опасаются ставить в телефон лишние программы либо жалеют память смартфона для таких приложений; у третьих по каким-то причинам нет смартфона, а без него пользоваться скидками невозможно — перечисляет Елена Дыкова минусы бонусных приложений. «Там, где работают, опираясь на сарафанное радио, а чек не превышает пары тысяч рублей и он регулярен — эксперимент, скорее всего, будет оправдан. Все, больше вариантов нет», — резюмирует она.
Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram