Стройная брюнетка в черной куртке-косухе и обтягивающих джинсах плюхнулась на стул.
— Доктор, я сейчас что-то расскажу, но Вам это не понравится...
«Интригующее начало, - подумала я, а вслух ответила, - внимательно Вас слушаю...»
— Неудобно, - девушка продолжала смущаться, - не знаю с чего начать...
— С чего-нибудь любого, - пыталась подбодрить я, не представляя, правда, о чем вообще пойдет речь. Бывает, после такой преамбулы следует что-нибудь совсем невинное.
— У меня задержка - четыре дня.
Кое-что начало проясняться. Уже легче.
— Так... Тест на беременность делали?
— Да, он положительный...
— Беременность для Вас желанная?
— Желанная, да... Вот я как раз об этом... Дело в том, что после зачатия (а я это точно знаю), я курила электронные сигареты. Ну, знаете, такие — вэйп...
Взгляд ее был полон сомнения о моей осведомленности по данному вопросу, но я утвердительно мотнула головой. Тогда девушки приободрилась и продолжила.
— И еще... Я курила... марихуану...
Произнеся последнюю фразу, она облегченно выдохнула. Видимо, именно это было самым сложнопроизносимым.
— Мне двадцать пять лет, я хочу этого ребенка, но я не хочу, чтобы в жизни потом последовали какие-то трудности.
— Вы имеете в виду здоровье ребенка?
— Да... Я хотела сначала подготовиться к беременности: ну, бросить курить, не принимать алкоголь. А тут... Скажите, доктор, это может быть очень опасно?!
Человек хочет услышать либо утешение: все хорошо, и угрозы не существует. Либо утверждение: это очень опасно, нужно срочно прерывать беременность! И то и другое — переложить ответственность за принятие решения на другого человека.
Не будем сейчас рассуждать ни о вреде наркотических веществ ни о пользе релаксации для организма. О контрацепции не будем здесь тоже. Просто исходим из ситуации - какая она есть.
Выбор, действительно, непростой. Но сделать его должна только сама женщина и никто другой. Врач, со своей стороны, должен дать объяснения с медицинской точки зрения.
Наркотические вещества, без всякого сомнения, относятся к тератогенам — веществам или факторам, способным вызывать аномалии развития у плода.
Это могут быть как химические соединения (некоторые лекарственные средства, наркотики, алкоголь, никотин), так и факторы окружающей среды, ряд физических энергий (радиация, электромагнитные излучения), биологические тератогены (вирусы краснухи и ЦМВ), некоторые эндогенные соединения организма самой мамы, которые вырабатываются в результате какого-либо ее заболевания.
Выделяют даже психологические тератогенные факторы. Это те вещества, которые грубых физических отклонений у плода не вызывают, но зато способны оказывать выраженное влияние на поведенческие процессы будущего ребенка. Круг из гораздо шире, чем истинных тератогенов, а последствия не менее разрушительны.
По сути, мы живем в мире тератогенов, и какие-то риски существуют всегда.
Любое медико-генетическое консультирование — это расчет прогноза, он всегда относителен, если не подкреплен объективными лабораторными данными или результатами ультразвукового исследования. Как говорил один из моих преподавателей по медицинской генетике много лет назад: «В нашей профессии всегда пятьдесят на пятьдесят: то ли дождик то ли снег, то ли будет то ли нет...»
Бывает, что у молодой, совершенно здоровой и ведущей правильный образ жизни женщины рождается, скажем, ребенок с синдромом Дауна. А бывает, что у мамы с многочисленными факторами риска, малыш относительно здоров. Тут, правда, не забываем о психологических тератогенах, воздействие которых проявится гораздо позже.
Что можно предложить данной пациентке в помощь в принятии решения?
Анализ крови в динамике на хорионический гонадотропин, чтобы по нарастанию показателя судить о нормальном прогрессировании беременности.
Первое ультразвуковое исследование сделать при сроке пять-шесть недель беременности — для исключения пороков развития с ранней манифестацией. Если все в порядке, то в десять-одиннадцать недель проводится биохимический скрининг и второе ультразвуковое исследование.
По результатам обследования принимается окончательное решение о возможности вынашивания беременности, о проведении дополнительных инвазивных методов диагностики, таких, например, как хорионбиопсия, или о прерывании беременности, в случае достоверных данных о наличии патологии.
Нет идеальных людей и ситуаций. Жизнь многообразна. К каждой ситуации подход индивидуальный. Желание и выбор женщины всегда на первом месте. Врач всегда в помощь и поддержку, независимо от принятого решения.