Найти тему
Военные заметки

Каков «Top Gun» на самом деле? F-14 Tomcat

Главный герой сегодняшней темы является одним из самых знаменитых истребителей Америки. Он стал героем множества документальных и нескольких художественных фильмов, а также до сих пор является гордостью палубной авиации.

Моряки называют его «Top Gun», большинству же он известен как F-14 Tomcat. Так ли был хорош «Top Gun»?

Источник theaviationist.com/wp-content/uploads/2016/05/Before-Topgun-Days.jpg
Источник theaviationist.com/wp-content/uploads/2016/05/Before-Topgun-Days.jpg

История создания этого тяжёлого двухместного перехватчика, началась с нависшей над США угрозы, в лице советских реактивных ракетоносцев и бомбардировщиков. Авиация СССР представляла большую угрозу, если дело дойдёт до открытого конфликта. Советские самолёты, способные нести на борту тяжёлые противокорабельные ракеты и бомбы, были слишком быстрыми, и ПВО флота и береговой охраны не смогли бы отреагировать в полной мере. Америке нужен был самолёт, способный перехватить советскую авиацию ещё на подлёте, а F-4 Fantom не мог этого позволить. Основными требованиями к будущему перехватчику были дальность патрулирования, скорость и более мощное вооружение.

Чтобы снизить расходы на производство, командование решило спроектировать единый самолёт для ВМС и ВВС и в 1964 году, появился F-111. Самолёт получился неплохим, но не смог в полной мере отвечать требованиям, ни одной из сторон. В итоге, его приняли в строй только в ВВС, морякам же он был и вовсе не нужен.

В 1969 году, фирма Грумман, начала развивать проект нового палубного самолёта. Будущее имя «Tomcat» было придумано ещё заранее, и стало производным от имени главного лоббиста проекта Томаса Конали и манией фирмы Грумман называть самолёты «кошачьими» именами.

Одной из самых запоминающихся особенностей F-14, стало крыло с из изменяемой стреловидностью. Когда машина набирала достаточную скорость, крылья «прижимались» к фюзеляжу что повышало скоростные характеристики. На малых скоростях, большая площадь крыла обеспечивала достаточную подъёмную силу и маневренность.

F-14 стал самым тяжёлым истребителем палубной авиации, его взлётная масса составляла целых 30 тонн. Приплюснутая форма фюзеляжа, также повышала подъёмную силу, и также влияла на живучесть машины, что было подтверждено и на практике. Бывали случаи, когда пилотам удавалось посадить машину с частично отсутствующим крылом при этом стоит учесть, что посадка совершалась на палубу авианосца.

В начале своей карьеры, моряки относились к новому самолёту достаточно холодно. У истребителя были серьёзные проблемы с силовой установкой, что часто приводило к авариям и поломкам. Чуть позже, на самолёты этой серии стали ставить новую – более надёжную силовую установку.

Источник wallpapercave.com/wp/wp2891578.jpg
Источник wallpapercave.com/wp/wp2891578.jpg

Так как истребитель был создан для борьбы в первую очередь с советскими самолётами, он был оснащён самой передовой для того времени электроникой. Самым же главным оружием были ракеты «M-54 Феникс» с новейшей на то время системой наведения. Самолёт мог нести на борту более 6 тысяч тон вооружения, но при всём этом не мог вести огонь по наводным и наземным целям.

Первое боевое крещение F-14 прошло 1981 году. «Tomcat» приняли участие в конфликте в заливе Сидра. Там им пришлось вступить в воздушный бой с Су-22 ВВС Ливии. После этих событий, F-14 стали частыми гостями в локальных конфликтах и масштабных боевых операциях, вплоть до XXI века. Но как мы знаем, своё прямое предназначение (борьбу с советской авиацией), «Tomcat» так и не выполнил.

Свою славу среди обывателей, F-14 обрёл после съёмок фильма «Top Gun», где бравые Американские лётчики боролись с «Красной угрозой». Естественно, на реализм этот фильм не претендовал.

Иран – единственная страна куда поставлялся F-14. Там они стоят на вооружении до сих пор.

F-14 «Tomcat» - стал первым истребителем IV поколения, но, несмотря на новшества, был немного «сырым». Он хорошо показывал себя в бою с воздушными целями, но этим его применение и ограничивалось. Со временем, авиация становилась всё более универсальной, в то время как F-14 оставался прежним. В начале XXI века, «Tomcat» стал полностью не актуальным, при этом даже по тем меркам весьма дорогим. В 2006 году, F-14 отправили на пенсию и их полностью заменили F-18.

Так закончилась яркая, но короткая история этого, весьма хорошего для своего времени самолёта.

Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся на канал! Оставляйте ваши комментарии, обсуждайте статью, а также делитесь в социальных сетях!