Найти тему
19,8K подписчиков

Что такое перидромофилия?

175 прочитали
 Формируя коллекцию Музея Оранэлы, мы  задумались над таким видом экспонатов, как трамвайные билеты и талоны.  Стало интересно, есть ли название для такого вида коллекционирования?

Формируя коллекцию Музея Оранэлы, мы задумались над таким видом экспонатов, как трамвайные билеты и талоны. Стало интересно, есть ли название для такого вида коллекционирования? Каково же было удивление, что оно есть, но не очень благозвучно: перидромофилия. Греч. περὶ δρόμου, perì drómoy — о пути; ϕιλία, philía — привязанность. А Вы что подумали? ;)

Даже первые экспонаты, которые удалось собрать, многое рассказали о том, как менялась жизнь нашей страны даже сквозь призму такого одноразового предмета, как «талончик». Удивительно, что они вообще сохранились.

Вот некоторые талоны, которые мы разместим в экспозиции вместе со старым трамвайным компостером.

«Братские» республики… Талоны прибалтийских Риги и Таллина. Один 3 копейки, другой (попозже выпуском) 5 копеек. В середине восьмидесятых подняли цену на трамвай, и он стал стоить как автобус. На таллинском талоне новое написание города Таллин — вдруг эстонские филологи решили, что так писать правильно, и все как-то поддались этому веянию. Странно, почему мы не заставили гордых прибалтов вместо Pihkva начать наконец писать по-человечески Pskov…

Талончик на трамвай УССР — 3 копейки, единый для всех трамваев Украины. Их, кстати, в советское время было в УССР 25, четверть всех трамвайных систем СССР.

Причем 11 из них работали в городах Донбасса, часть из них по причине войны исчезли. Зато работают несмотря ни на что в Донецке и Горловке. Вот, кстати, в нашей коллекции талоны из этих городов.

Ну и Москва + Ленинград, две крупнейших трамвайных системы СССР. Кстати и сейчас.

Трамвайные билеты XXвека
Трамвайные билеты XXвека

Классический билет 3 коп. Ленинградского трамвая 1974 года… что тут скажешь. Многие его помнят, внушает уверенность. Правда, он тогда был с пятизначным номером — заведомо несчастливый. А вот два следующих могли бы быть счастливыми, но время неподходящее. Вспоминается жуткая гиперинфляция 90-х. Смотрите, два билета выпущены в одном и том же 1993 году, но один стоит 2 рубля, а второй уже 5 рублей. Проезд с 1991 года подорожал уже в 100 раз!

Такая же история и в Москве. Вот трамвайный талон 1987 года стоит 5 копеек, а талон конца 90-х уже без цены, она постоянно менялась, смысл печатать? К тому же была уникальная и очень выгодная для трамвайщиков система «сгорания» билетов. Ты покупал пачку (продавались по 10 штук), и те, что не успевал отъездить за квартал — становились недействительными. Удобно. Не зря основателя Москвы назвали Долгоруким.

Ждите наших новых «Заметок перидромофила». Только не пугайтесь, он хороший!