Заметной чертой искусства в исламском мире является ограниченное использование натуралистических образов живых существ. Это потому, что ислам, как иудаизм и в определенные периоды христианство, практикует своего рода запрет на создание изображений - хотя запрет, который всегда интерпретировался по-разному.
В Коране нет конкретных указаний по использованию изображений. Хадис - традиции слова и дел пророка Мухаммеда - дела, напротив, выражают четкую антипатию к фигуративным изображениям. Некоторые хадисы совершенно ясно дают понять, что человек, который пытается подражать творческой силе Бога, будет в затруднительном положении в Судный день.
«Тому, кто создает картины в этом мире, будет приказано вдохнуть в них жизнь в Судный день, но он не сможет этого сделать». Хадис , Сахих Муслим (818-875)
Целью запрета на изображения изначально было избежать идолопоклонства. Как продемонстрировал сам Мухаммед, когда он очищал Каабу от скульптур и идолов, важным аспектом новой доктрины было то, что никто не должен побуждать поклоняться объекту или образу вместо Бога.
Однако удаление идолопоклоннических образов не положило конец интересу к изобразительному искусству. Великолепные постройки и пустынные дворцы омейядских халифов были украшены в стиле христианской поздней античности, изобилующей изображениями. Более поздние мусульманские правители в разные периоды, как на востоке, так и на западе, окружали себя монументальными картинами, фигуративными каменными рельефами, скульптурами и миниатюрными картинами. Но там, где использовались фигуративные украшения, они редко были доминирующей формой выражения и никогда не использовались в религиозных контекстах.
Нефигуративный характер религиозного оформления оставался фундаментальным принципом на протяжении всей истории ислама. Ни в коем случае изображения не нашли свой путь в интерьеры мечетей; ни один мусульманский художник не пытался изобразить Бога; Коран никогда не был иллюстрирован; и изображения пророка Мухаммеда редки. После реформы чеканки, проведенной халифом Абд аль-Маликом в 696 году, даже портреты правителей были удалены с исламских монет и заменены каллиграфическим оформлением.
Результат сдержанности в использовании образных изображений во времени заставил мусульманских художников больше, чем в других культурах, сосредоточиться на абстрактных формах выражения. В традиционном исламском искусстве растительный орнамент, геометрические узоры и увлечение сценарием - каллиграфия - достигли беспрецедентных высот.
Ставьте палец вверх, если вам понравилась статья. А также приглашаем вас подписаться на наш канал, чтобы видеть в ленте больше интересного о религии.