В Турции, в течение последних 17 лет, находящаяся у власти политическая сила остается неизменной. Речь идет о Партии справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет президент Реджеп Тайип Эрдоган. Вместе с Эрдоганом у истоков формирования этой партии находились также бывший президент Абдулла Гюль и бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу. Последние, однако, инициировали создание новой партии, в которую войдут некоторые из бывших и нынешних сторонников Эрдогана.
Вышеупомянутые разговоры, которые ведутся на разных платформах с начала 2019 года, стали более актуальными после выборов в местные органы власти. Бывший вице-премьер и министр иностранных дел Турции Али Бабаджан официально объявил о своем уходе из ПСР и создании новой партии. В оправдание своего ухода из партии, Бабаджан сказал, что Турции нужно совершенно новое видение будущего. По слухам, распространяющимся в прессе и за кулисами, новообразованную партию возглавит Давутоглу, и осенью она выйдет на политическую арену.
"Было время, когда ПСР придерживалась принципов справедливости, свободы слова и свободы мысли, но эти фундаментальные ценности были нарушены в течение последних двух лет», - сказал Давутоглу в интервью The Financial Times, заявив, что наделенный чрезвычайно широкими полномочиями Эрдоган наносит вред государству и государственным институтам.
Эта резкая критика Эрдогана, а также заявления Давутоглу о выходе из ПСР и создании новой партии не без ответа. Например, Дурсун Топчу, являющийся сватом Давутоглу, который занимает пост заместителя председателя Стамбульской торговой палаты, был вынужден уйти в отставку, в результате давлений. Такое использование рычагов давления указывает на новую политическую напряженность к осени. Администрация Эрдогана предпринимает явные попытки обуздать амбиции новой партии, стремящейся уравновесить ПСР. Но у него мало шансов на успех. Особенно после того, как на местных выборах победа Эрдогана не была убедительной, а в крупнейшем городе страны вовсе проиграл, репутация его администрации стала довольно хрупкой. И более вероятно, что формирование новой партии усилит оппозиционное настроение общественности.
В этой палитре внутри турецких политических реалий роль курдского фактора особенно интересна. Дело в том, что пожизненно заключенный лидер курдов Абдулла Оджалан призывал турецкие власти через своих адвокатов к диалогу.
"Давайте решим курдский вопрос. Я говорю, что положу конец столкновениям в течение недели. Я сделаю это, я уверен, что я готов. Однако подход государства должен быть разумным", сказал Оджалан.
Теперь, если нынешние власти Турции сделают позитивный шаг по призыву Оджалана, что маловероятно, у новой партии Давутоглу и ее сторонников будет мало шансов задействовать прокурдские силы на антиправительственном фронте. А если призыв Оджалана останется без ответа и будут решительные действия Анкары против курдов внутри страны и за ее пределами, то администрация Эрдогана может иметь серьезную проблему. Новая партия может также включить прокурдский электорат в антиправительственный фронт, умело играя на курдском вопросе.
Эрдогану будет еще сложнее поддерживать свою авторитарную позицию, поскольку инициаторами новой партии являются влиятельные политические деятели, такие как 11-й президент Турции Абдулла Гюль, бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу, бывший министр иностранных дел Али Бабаджан и несколько министров из бывшего правительства.
Друзья, подписывайтесь на канал, пишите своё мнение в комментариях.