Найти тему
Личность

"Зефирный тест" и отложенное удовольствие

Более 40 лет назад доктор философии Уолтер Мишель, в настоящее время работающий в Колумбийском университете (США), исследовал самоконтроль у детей с помощью простого, но эффективного теста. Его эксперименты с использованием «Зефирного теста», как стало известно, заложили основу для современного изучения самоконтроля.

Мишель и его коллеги давали дошкольнику тарелку зефира. Затем ребенку говорили, что ученый должен покинуть комнату на несколько минут, при этом ребенку давали простой выбор. Если ребенок дождется возвращения ученого, то получит два зефира. Если ребенок просто не может ждать, она может позвонить в колокольчик, и ученый немедленно вернется, но ребенок получит только один зефир.

А чтобы выбрали Вы:один сразу или два но позже?
А чтобы выбрали Вы:один сразу или два но позже?

У детей и взрослых силу воли можно рассматривать как основную способность отсрочить удовлетворение. Дошкольники с хорошим самоконтролем жертвуют сиюминутным желанием получить зефир сразу, чтобы насладиться двумя зефирами в более поздний момент. Бывшие курильщики утрачивают удовольствие от сигарет, чтобы обрести хорошее здоровье и избежать повышенного риска рака легких в будущем. И так далее.

Эксперименты с зефиром в конечном итоге привели Мишеля и его коллег к разработке основы, объясняющей нашу способность откладывать удовлетворение. Он предложил то, что он называет «горячей и прохладной» системой, чтобы объяснить, почему сила воли преуспевает или терпит неудачу. «Холодная» система носит познавательный характер. По сути, это система мышления, включающая в себя знания об ощущениях, чувствах, действиях и целях - напоминая себе, например, почему вы не должны есть зефир. В то время как «холодная» система является мыслящей, «горячая» система импульсивна и эмоциональна. «Горячая» система отвечает за быструю рефлексивную реакцию на определенные триггеры - например, поедание зефира, не думая о долгосрочных последствиях. Если бы это деление было мультяшными, «холодная» система была бы ангелом на вашем плече, а «горячая» система - дьяволом.

Обдумать или действовать на эмоциях. Кого ты слушаешь?
Обдумать или действовать на эмоциях. Кого ты слушаешь?

Когда сила воли терпит неудачу, воздействие «горячего» стимула, по существу, перекрывает «холодную» систему, приводя к импульсивным действиям. Некоторые люди, кажется, могут быть более или менее восприимчивыми к «горячим» спусковым механизмам. И эта восприимчивость к эмоциональным реакциям может влиять на их поведение на протяжении всей жизни, как обнаружил Мишель, когда он повторно посещал своих испытуемых с зефиром как подростков. Он обнаружил, что подростки, которые дольше ждали зефир в качестве дошкольников, с большей вероятностью набирали больше баллов в «Академический оценочный тест» (SAT- «Scholastic Aptitude Test»), а их родители чаще оценивали их как обладающих большей способностью планировать, справляться со стрессом, реагировать на раздражители, проявлять самообладание, контролировать себя в неприятных ситуациях и быть сосредоточенными, не отвлекаясь.

Как оказалось, исследование зефира на этом не закончилось. Недавно Би Джей Кейси, доктор медицинских наук из Вейл Корнеллского медицинского колледжа (США), вместе доктором философии Юичи Шода из Вашингтонского университета (США) и другими коллегами отследили 59 участников «Зефирного теста», которым теперь уже за 40. Исследователи проверили силу воли испытуемых с помощью лабораторной тестов, известных как демонстрация самоконтроля у взрослых.

Удивительно, но различия в силе воли испытуемых в основном сохранялись в течение четырех десятилетий. В целом, дети, которые были менее успешными в сопротивлении зефиру много лет назад, хуже справлялись с задачей самоконтроля, будучи взрослыми. Кажется, что чувствительность человека к так называемым «горячим» раздражителям может сохраняться в течение всей его жизни.

Кроме того, Кейси и её коллеги исследовали активность мозга у некоторых участников с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии. Когда им давали заманчивые стимулы, люди с низким самоконтролем демонстрировали паттерны мозга, которые отличались от таковых с высоким самоконтролем. Исследователи обнаружили, что префронтальная кора (область, которая контролирует исполнительные функции, такие как принятие решений) была более активной у участников с более высоким самоконтролем. А вентральный стриатум (область, которая, как считается, обрабатывает желания и поощрения) показал повышенную активность у людей с более низким самоконтролем.

Исследования еще не полностью объяснили, почему некоторые люди более чувствительны к эмоциональным триггерам и искушениям, и могут ли эти паттерны быть исправлены. Тем не менее, последние результаты предлагают интригующую нейробиологическую основу для триггеров искушения.

Хотите знать больше? Оставайтесь с нами!

Читайте первую часть. Пишите комментарии и ставьте лайки.