Найти тему
Алиса Кингсли

Поездом с Дальнего Востока на Юг

Однажды довелось мне провести несколько незабываемых летних дней в поезде, в пути от Хабаровска до Краснодара. В общей сложности дорога заняла семь дней. Так получилось, что моя поездка выпала на время начала "всероссийского" сезона отпусков, в июне.

Поездка была незапланированной и ограниченной по финансам, поэтому, при выборе способа добраться, было принято решение ехать в плацкарте. Так как более активные и ответственные отпускники разобрали все билеты заранее, нам достались два билета на боковушке (верхнее и нижнее). Хорошо, хоть оба места были рядом и находились в середине вагона (хотя, насчет нахождения их в середине - спорный вопрос, плюс это или минус).

Еще в предвкушении поездки я не надеялась, что она будет легкой, все-таки сезон, много людей едет к югу. При посадке в поезд я отметила, что практически все места в вагоне уже заняты пассажирами. Время было вечернее, поэтому мы с дочкой быстро расположились и легли спать.

Проснулась я с первыми лучами солнца, около 5 утра, и криком малыша с соседней полки. Ну, как малыша)) мальчика лет 5, который выспался и решил что мама обязана достать ему игрушку из чемодана. Тут и другие пассажиры начали оживляться, выстраиваться в очередь к самовару с кипятком и к туалету, повесив полотенца на плечо и сонно держа в руках косметички с мыльными принадлежностями. Неужели люди не спят, и это мы одни такие сони?))

Мы не привыкли так рано вставать, но здесь ничего нельзя было поделать, в шуме особо не поспишь, поэтому мы тоже сложили нижнюю полку и стали готовиться к завтраку. Здесь я поняла свое счастье, что наши полки - это верхняя и нижняя, не надо проситься к соседям присесть за столик чтоб быстренько там перекусить, под косые взгляды недовольных людей, которым приходится уступать место у столика посторонним, пусть и ненадолго.

И к нам за столик, конечно же, никто не просился, так как оба сиденья были заняты.))

Верхняя полка при этом оставалась полноценным спальным местом и в любое время можно было залезть туда и отдохнуть (или спрятаться от кучи детей, чем я и грешила всю дорогу).

Дочка быстро познакомилась с ровесниками, которые ехали в нашем вагоне и стала играть с ними. А детей в вагоне было очень много. Помимо взрослых, у которых отдельное место, было много маленьких детей, которые ехали бесплатно на одной полке с родителем. Получается, что вместимость вагона была превышена в полтора раза. Очень много людей))

Первое время дети играли не очень шумно, осваивались. Но когда привыкли, в вагоне началось нечто, что продолжалось всю дорогу - дети бегали, визжали, висели на поручнях, иногда кто-то падал с полок, плакал. Кому то строгие родители делали замечания, и ребенок ненадолго успокаивался, но, глядя на других деток, тоже вскоре начинал снова баловаться)). Ненадолго спасала сумка игрушек, взятая с собой и несколько раскрасок и наборов настольных игр.

Все-таки дальняя дорога с детьми сложна. И увлечь надо ребенка, и накормить. Хорошо, что сейчас кроме множества игрушек и игр есть планшеты и телефоны с играми и мультиками. Один из вопросов - это питание в поезде. Надеясь на нормальный прием пищи хотя бы пару раз в день в вагоне-ресторане, я была спокойна. С собой мы взяли еду быстрого приготовления, овощи, фрукты, сырокопченую колбасу, напитки, выпечку. И на станциях я обычно покупала какие-нибудь вызывающие доверие продукты.

В обед вышла женщина-повар (или официант?) из вагона-ресторана с тележкой. Я увидела ее и у меня пропал аппетит. В засаленном халате со странными желтыми пятнами, с серо-желтыми грязными волосами... Нет, спасибо, мы не голодны. Мое воображение представило мне картины, что же может твориться у них на кухне) Ладно, вагон-ресторан пока отпадает.

На станциях примерно до Забайкалья мы чаще всего останавливались на каком-нибудь пятом пути от вокзала, и остальные пути заставлены поездами. Либо на таких перронах, где не было уличных торговцев от слова совсем, зато строгих блюстителей порядка достаточно. Так что из покупок нам удавалось купить только какой-нибудь "чокопай" в привокзальных киосках. Поэтому питались в основном взятым с собой "сухпайком" и лапшой и пюре быстрого приготовления. Но на следующий день официант сменился и мы рискнули, купить суп и второе, потому что надо было накормить ребенка все-таки нормальной едой. Кстати, еда неплохая вполне. И нам привезли ее до места, чтоб не пришлось идти через весь поезд с ребенком.

Проезжая бескрайний Байкал, мы купили у торговцев несколько копченых омулей. Это ни с чем не сравнимая рыба. Ради этого стоит ехать на поезде мимо священного озера.

Следующие дни мы так и просыпались с первыми лучами солнца и когда просыпались дети в вагоне. Я надеялась, что при раннем подъеме, все будут засыпать также рано, но это не так... Ложились все в районе 23 часов (люди, вы вообще спите когда-нибудь?)). Постепенно я научилась спать под крики и гул днем. Научилась проносить кипяток по всему вагону, не расплескав ни капли, среди бегающих детей и сбивающих всех с ног на своем пути. Днем я играла с дочкой или, если она находила занятие сама или общалась с другими детками, я пряталась на верхней полке и читала книжку или спала.

Соседи, видимо тоже устали, и на детей большого внимания уже никто не обращал. Даже успокаивать их перестали. Иногда только проводили перекличку своих детей. На месте, не потерялись, чем-то заняты - да и ладно))

На четвертую ночь моему сну не помешал даже кричащий ребенок месяцев трех от роду, и даже было жалко его маму, которая нервничала от того, что ей неудобно перед соседями, что малыш мешает всем спать (ничего страшного, все такими были).

На пятую ночь, под утро, нас ожидала двухчасовая стоянка на границе с Казахстаном. Поезд заполнили пограничники с овчарками, пассажирам запрещали вставать со своих мест, собаки, проходя мимо, обнюхивали спящих людей. Следом за вышедшими пограничниками в поезд зашли навязчивые торговцы игрушками, сладостями, украшениями.

И проводник от них не стала отставать. Она вспомнила, что ей нужно выполнять план по продажам сувениров и подходила к каждому пассажиру и уговаривала, взывала к совести, что нехорошо ехать просто так в поезде и ничего не купить, никакого сувенира с символикой железных дорог, или хотя бы чего-нибудь к чаю))

Ближе к югу с привокзальными торговцами стало еще веселее)) И предлагаемым ими ассортиментом. Началась спелая черешня и клубника в пластиковых стаканах, вареные раки, ягодная выпечка. Пейзаж за окном стал зеленее, сочнее, деревья выше, а воздух на перроне жарким и наполненный ароматами южных растений. На контрасте с Сибирью и Дальним востоком, где еще не начинали цвести сады и появляться первый урожай, юг выглядел впечатляюще.

Прибыли в Краснодар мы вечером. Из прохладного вагона попали на раскаленный перрон, асфальт казалось, плавился под ногами. Неожиданно было темно, как ночью, несмотря на не слишком поздний час. Это потом я узнала, что здесь темнеет раньше, чем, например, в Сибири.

В общем, поездка вышла запоминающейся. Удалось прочувствовать на себе, насколько необъятна наша родная страна. Посмотрели Россию из окна поезда. Главная цель - доехать до места - достигнута. Мы на юге. Но без особой необходимости - повторять не советую))

Двухэтажный поезд. Тематическое фото
Двухэтажный поезд. Тематическое фото