Найти тему
символы и знаки

Подкова. Символ счастья и удачи - который, на самом деле, не про это...

...и на той дороге Вилли-Билли-Джон отыскал подкову - это значит: он нашел удачу... (с)

Если именно эту строчку из популярной некогда песенки вы и не узнали, то уж с узнаванием символического образа проблем, конечно же, не возникло. Ведь все знают: найти подкову - это к удаче. А если еще и повесить её у себя над входной дверью - так счастье в дом будет заходить постоянно.

Именно этим и пользуются создатели "талисманов и оберегов" в форме подковы. Их охотно покупают и вешают у себя, не задумываясь: а какой в этом смысл? И есть ли он? И, если подкова (даже не купленная, а найденная) - символ, то чего? Эти же люди создают и тиражируют байки, типа той, что символизм подковы идет аж из Древнего Египта, где подковы были только у богатых людей и делались из золота.

Правда, есть одна проблема. Лошадей в Древнем Египте, конечно же знали - правда, использовали их в колесницах; верхом почти не ездили, это считалось "варварским занятием". А вот металлические подковы возникли достаточно поздно (где-то в 3-4 столетии до нашей эры) и представляли собой пластинки с зацепами. И придумали их совсем в другой части мира (в европейской Галлии). Примерно там же обнаружены первые подковы современной формы, в виде незавершенной окружности. Но они еще более поздние - 4 век уже нашей эры. До знакомства с римской культурой, металлические (золотые или какие угодно) в Египте просто отсутствовали. При том, что почти сразу после одомашнивания лошадей, стало понятно: они (и не только) очень быстро стачивают свои копыта при передвижениях по ровным твердым поверхностям (в природе таковых почти не встречается - а вот в человеческом мире сколько угодно). Тем более, если им приходится напрягаться сильнее, чем к этому готовила их природа (коням - возить колесницы, быкам - тащить плуг).

Сложная древнеримская подкова - гиппосандалия
Сложная древнеримская подкова - гиппосандалия

Примерно такого же "качества" версия о том, что благой символизм подковы связан с тем, что подковы крепятся к копыту семью гвоздями - а это счастливое число. О числе поговорим позже - пока лишь скажу: у современных настоящих подков число отверстий для гвоздей может быть восемь или шесть, но не семь. А у более старых - бывало и по четыре. В любом случае, число должно было быть четным, чтобы крепить равным количеством гвоздей по обеим сторонам подошвы копыта. Семь (или даже дважды по семь) - это число отверстий на этих самых "оберегах-амулетах".

Вот, например, русская подкова 13 века - ну, никак не семь отверстий, согласитесь.
Вот, например, русская подкова 13 века - ну, никак не семь отверстий, согласитесь.

Однако, не может быть такого, чтобы устойчивое мнение не имело под собой вообще никакого основания. Попробуем разобраться.

Первая зацепка, которая поможет - это форма подковы. Даже, когда они были пластинчатыми, а не дугообразными, они все равно повторяли форму копыта. А форма копыта - это форма чаши. То есть - лунная форма. А Луна, как мы уже говорили, связана с водой, плодородием, Материнской магией Земли и подобным. Возьмите современную подкову - это же очевидный полумесяц.

Второе - это связь с лошадью, вернее - с её копытом. Опять же из-за формы оно считалось связанным с лунной магией. Вспомните оригинальный текст сказки про Иванушку и Аленушку: братец там пьет не из следа, а из найденного им, как раз, копыта.

Конь вообще животное, с одно стороны, тесно связанное с Солнцем - а с другой, с Иномирьем, местностью Смерти. Все волшебные кони в сказках - появляются из земли, из могилы, служат мертвецам или Бабе-Яге.

Ну, и третье (основное, наверное). Любая металлическая подкова (да вообще любое железное изделие - и они действительно могли быть очень дорогими) - это плод работы кузнеца. А кузнец (как и гончар, и мельник) - это профессия очень близкая к колдовству. Кузнец (и шаман/колдун) занимается, во-первых, тем, что укрощает огонь - а во-вторых он же из одного вещества (руды) производит другое (кованный металл).

Неслучайно, английский святой Дунстан памятен в народе, в первую очередь тем, что будучи еще молодым монашком обучился кузнечному делу. И даже став архиепископом Кентерберийским продолжал регулярно работать в кузне (где, как-то раз, кстати, подковал самого Дьявола - хотя тот и сопротивлялся).

В общем, связь кузнеца с Иномирьем для любого современника была очевидна. И на то, что он делал она распространялась. А из всего, что делал кузнец, вероятнее всего было найти на дороге именно подкову. Потерять инструмент или оружие - сложно, да и сразу заметишь, остановишься, подберешь (дорогое же). А без подковы можно остаться совершенно неожиданно и спохватиться уже только тогда, когда лошадь захромает.

Так и получается, что реальная символика подковы связана не с какими-то придуманными сюжетами. Она соединяет в себе мистику Луны (с присущей ей связью с плодородием, размножением, сексом, женщинами...и так далее) - и мистику Солнца/Огня, укрощенного кузнецом. Отсюда - и популярный символизм.

А придуманные истории не читайте. Они только мешают разобраться в истинном смысле.