Найти тему
Флориан Блэк

Классика джаз-рока. Colosseum "Daughter Of Time"

Музыкальный коллектив Colosseum, сформированный в 1968 году, исполнял уникальный по тем временам сплав жанров, стилей и течений, названный впоследствии емким словом "фьюжн". Основавшие группу барабанщик Джон Хайзмен (Jon Hiseman) и саксофонист Дик Хексталл-Смит (Dick Heckstall-Smith) - выходцы из джазовых кругов, к тому времени уже матерые профессионалы, успевшие вместе поиграть в различных коллективах. К ним присоединился друг детства, пианист и органист Дэйв Гринслейд (Dave Greenslade), музыкант с классическим образованием. Басист Тони Ривз (Tony Reeves) тоже был опытным джазменом, к тому же прошедшим вместе с Хайзменом и Хексталл-Смитом суровую блюзовую школу Джона Мейолла. Наконец, из многих претендентов на пост гитариста был принят Джеймс Литерлэнд (James Litherland), взявший на себя также обязанности певца. Этот состав выпустил два новаторских альбома - Those Who Are About To Die Salute You и Valentyne Suite (оба - 1969), записанных практически одновременно и вызвавших большой интерес у слушателей. Критики также тепло отзывались об этих дисках, но отмечали, что уровень Литерлэнда не соответствует поставленным перед ним задачам. Это осознавал и лидер коллектива, перфекционист и виртуоз Хайзмен, пришедший к выводу, что с данным товарищем им дальше не по пути. На замену был приглашен Дэвид Клемпсон (David Clempson), которого все звали попросту "Клем". Клемпсон пытался поставить на ноги трио Bakerloo, где в то время играли Кози Пауэлл (Cozy Powell) и Дэйв Пегг (Dave Pegg), но получив приглашение от Colosseum, принял решение расстаться со своим детищем. Универсальный гитарист, вдохновлявшийся в равной степени Хендриксом и Бахом, Клем к тому же обладал неплохими вокальными данными, и первым его заданием в новой группе было переписать партии Литерлэнда на треках, вошедших в альбом The Grass Is Greener (1970). Этот диск вышел только в США и был наполовину составлен из композиций, взятых с альбома Valentyne Suite. Когда же группа собралась записывать новый полноценный лонгплей, начались бурные перетасовки состава: ушел бас-гитарист Ривз и вместо него приступил к работе Луис Ченнамо (Louis Cennamo) из арт-роковой команды Reneissance. Ченнамо пробыл в Colosseum всего месяц, уступив свое место Марку Кларку (Mark Clarke). Женившийся Хайзмен сразу привлек к работе супругу, исполнительницу на духовых Барбару Томпсон (Barbara Thompson). В довершение всего взбунтовался Клемпсон, не желавший быть фронтменом, и под его давлением группа начала поиски вокалиста. Собственно, рассматривались две кандидатуры - Пол Уильямс (Paul Williams) и Крис Фарлоу (Chris Farlowe), но Уильямса перехватили Juicy Lucy, и место у микрофона занял Фарлоу. По моему скромному мнению, это был очень удачный выбор, так как насыщенный нюансами голос Криса с его эмоциональной подачей идеально соответствовал музыке Colosseum. Имея такого певца, группа зазвучала просто феноменально, что не замедлило сказаться - альбом Daughter Of Time, хоть и записанный в период нестабильности состава, стал не только вершиной творчества музыкантов, но и вехой всего прогрессив-рока, одним из его шедевров.

Chris Farlowe, Clem Clempson, Jon Hiseman, Mark Clarke, Dave Greenslade, Dick Heckstall-Smith
Chris Farlowe, Clem Clempson, Jon Hiseman, Mark Clarke, Dave Greenslade, Dick Heckstall-Smith

COLOSSEUM

"Daughter Of Time"

1. Three Score And Ten, Amen (5:36) Clempson/Greenslade/Hiseman
2. Time Lament (6:04)
Greenslade
3. Take Me Back To Doomsday (4:26)
Clempson/Greenslade/Hiseman/Heckstall-Smith
4. The Daughter Of Time (3:30)
Dennen/Greenslade/Heckstall-Smith
5. Theme For An Imaginary Western (4:05)
Bruce/Brown
6. Bring Out Your Dead (4:25)
Clempson/Greenslade
7. Downhill And Shadows (6:11)
Clempson/Hiseman/Reeves
8. The Time Machine (Live at the Royal Albert Hall July 1970) (8:12)
Hiseman

- Chris Farlowe / vocals (1,2,5,7)
- David Clempson / guitar, vocals (3)
- Dave Greenslade / Hammond organ, piano, vibes, backing vocals
- Dick Heckstall-Smith / tenor & soprano saxophones, narration (1)
- Mark Clarke / bass (1,5,7)
- Jon Hiseman / drums, percussion

With:
- Barbara Thompson / flute & saxes & vocals (1-4)
- Louis Cennamo / bass (2-4,6)
- Tony Reeves / bass (8) - uncredited
- Neil Ardley / brass & string arrangements (2,4)
- Nicholas Kraemer / viola (2,4)
- Jack Rothstein / violin (2,4)
-
Trevor Williams / violin (2,4)
- Charles Tunnell / cello (2,4)
- Fred Alexander / cello (2,4)
- Derek Wadsworth / trombone (2,4)
- Harold Beckett / trumpet & flugelhorn (2,4)

Recorded at Lansdowne Studios, London, Summer 1970 (except track 8)

Produced by Gerry Bron

Большое количество музыкантов-виртуозов могло бы стать проблемой, но в данном случае победил командный подход - все солировали с удовольствием, в нужный момент уступая место следующему желающему. Это, конечно, типично джазовая история. Трудность восприятия альбома в другом - работая над композициями, музыканты совершенно не позаботились о слушателе, играя как будто для собственного удовольствия. Нет, авангардом тут не пахнет (ну, может, совсем чуть-чуть), но части мозаики меняются так стремительно и непредсказуемо, а преподносятся так помпезно, что мозг местами протестует, закипая. Я далеко не сразу полюбил эту пластинку, поэтому даже не буду возражать, если в комментариях полетят помидоры. Рецензии музкритиков доводилось читать как похвальные, так и разгромные, причем в самой восторженной говорилось, что единственный недостаток альбома - "он слишком быстро заканчивается", а в одной из самых сердитых - "взяв себе имя "Колизей", они должны были натравить львов на Криса Фарлоу во время концерта".

Рок-шоу времен Римской империи
Рок-шоу времен Римской империи

Некоторые находили альбом скучным и незапоминающимся, другие высоко оценивали виртуозное исполнение и роскошные аранжировки, в которых было задействовано множество инструментов. Группа сразу дает понять, что легко не будет: первая же вещь "Three Score And Ten, Amen" - этакое заявление о намерениях - начинается со средневекового хорала, переходящего в бодренькую скачущую мелодию, затем следует эпический припев, а вокалист показывает, что он настроен петь предельно театрально, и плевать, если кто-то воскликнет: "Не верю!" Плюс, посреди композиции мы слышим разговорный монолог Хексталл-Смита, изрекающего зловещие предсказания, будто призрак отца Гамлета.

-4

Это стремление довести всё до предела (а то и до абсурда) прослеживается на протяжении всего альбома: полные трагизма тексты (диск можно назвать концептуальным, его тематика - быстротечность времени и человеческой жизни на фоне бесконечных войн), накал эмоций самого высокого градуса, соединение несоединимого... Второй трек, "Time Lament", начинается с легкомысленной духовой мелодии, чтобы затем перерасти в грандиозное звуковое полотно со сменами темпа, превосходными пассажами на саксофоне, мощным органом и крещендо духовых в концовке. Что-что? Это прогрессив, детка. На третьей композиции поет гитарист Клемпсон, и его вокал не особо выразителен по сравнению с Фарлоу, зато присутствует красивая партия флейты в исполнении миссис Томпсон (помню, как на московском концерте 2005 г. эта леди, облаченная в спортивные штаны, лихо дудела на саксофоне). Настоящая жемчужина находится на второй стороне пластинки, это вещь Джека Брюса (Jack Bruce) на стихи Пита Брауна (Pete Brown) "Theme For An Imaginary Western" - одна из красивейших мелодий в рок-музыке. Ближе к концу слушателя угощают традиционным блюзом с классной гитарой Клемпсона "Downhill And Shadows", а завершается альбом беспощадным соло Хайзмена на ударной установке, восьми(!) минут длиной, записанным на одном из концертов. (Когда босс коллектива - барабанщик, последствия бывают... как бы сказать... неоднозначными). Бросается в глаза, что по сравнению с предыдущим альбомом "Valentyne Suite" значительно меньшую роль играет клавишник Гринслейд (кстати, именно он рекомендовал Фарлоу на пост вокалиста, поскольку раньше играл в группе Криса "Thunderbirds").

Концертные выступления были сильной стороной Colosseum, и в марте 1971 года два из них были записаны на пленку. Эти записи легли в основу двойного альбома "Colosseum Live", ставшего самым успешным релизом группы. После его выпуска на Клемпсона вышел Стив Марриотт (Steve Marriott) и пригласил того в Humble Pie, на замену Питеру Фрэмптону (Peter Frampton). Клем не смог отказаться, так как Humble Pie были тогда очень популярны в США, и после его ухода "Колизей" оказался в развалинах - группа прекратила существование, воссоединившись лишь в 1994 г.

Автор будет рад любым отзывам. Всем добра!