Пожалуй, наибольшие споры, как в широкой, так и в киноклубной аудитории вызвал фильм В.Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра». На страницах прессы режиссер говорил о том, что «Плюмбум – это нам расплата за двоемыслие, месть за двоедушие».
Главный герой картины – старшеклассник Руслан по кличке Плюмбум, выросший в период так называемой «двойной бухгалтерии» в душах и в мыслях, решает бороться со Злом. Актер Антон Андросов передает в этой роли холодный блеск глаз, гиперболизированную неэмоциональность Плюмбума, его способность, если надо, арестовать и допрашивать даже родного отца, предавать, выслеживать, шантажировать, провоцировать. И всё во имя благой, высокой цели…
Такой характер, подобная постановка проблемы неизбежно вызвали споры. И в своих рассуждениях многие киноклубники ссылались на те или иные, часто полярные мнения, с которыми они познакомились в прессе.
Предыдущие фильмы сценариста А.Миндадзе и режиссера В.Абдрашитова – «Слово для защиты», «Поворот», «Охота на лис», «Остановился поезд», «Парад планет» - тоже вызывали споры. Но, пожалуй, впервые авторы обратились непосредственно к молодежи, полагая, что их картина затронет самую широкую аудиторию. И очереди, которые выстраивались около касс кинозалов, где шел «Плюмбум», стали верным сигналом, что молодые зрители всерьез заинтересовались его проблемами.
Почти одновременно с «Плюмбумом» на экраны страны вышла притча Т.Абуладзе «Покаяние» - о безнравственности власти, основанной на насилии и обмане, но маскирующейся громкими фразами о «процветании» и «благе». Логично, что у значительной части участников киноклуба возникли ассоциации. По сути Плюмбум – духовный наследник диктатора из «Покаяния». Ибо тысячу раз прав В.Абдрашитов, говоря, что «нельзя к власти, к ее рычагам, пусть самым малым допускать человека безнравственного, духовно неразвитого».
Но на обсуждении были высказаны и мнения прямо противоположные:
- Мне понравился главный герой «Плюмбума», - сказала Татьяна С. – Он честно и решительно борется со злом и несправедливостью. Да, его беспощадная и справедливая борьба становится иногда «опасной игрой». Но мы видим человека с ясно осознанной целью – жить для того, чтобы всем было хорошо. Многим из нас не хватает именно такой цели.
Татьяна С. искренне увидела в Плюмбуме положительного героя, едва ли не образец для подражания. Очевидно, что притчеобразный строй фильма остался для нее нерасшифрованным. Ей не удалось разглядеть опасность «феномена Плюмбума» для общества.
- Мне вот, наоборот, показалось, - возразил Вадим Л., - что в отличие от авторов «Покаяния» авторы «Плюмбума» слишком подчеркивают основную мысль своей картины, почти лишая главного героя человеческих черт. В «Повороте» или в «Охоте на лис» не было такой навязчивой символики, психология героев была тоньше и глубже. А в «Плюмбуме» многое дано слишком резко. И финал с замедленным падением героини с крыши дома снят, по-моему, неуместно красиво.
- А я вот так и не поняла, - сказала Наталья Г., - что это: пародия на современную молодежь? Я знаю, что показать жизнь героев без эффектных сцен и экстремальных ситуаций очень трудно, но ведь в жизни человек не часто попадает в такие ситуации. Я думаю, характер героя должен раскрываться в обычной жизни.
- Мне картина тоже показалась прямолинейной, - продолжила разговор Анна Б. – Правда, я вижу причину: предыдущий фильм этих авторов – «Парад планет» - не имел массового успеха из-за сложности философии, символики. А тут, видимо, захотелось взять реванш, расширить круг зрителей, заинтриговать их острым сюжетом. Вот откуда упрощенность характеров, прямолинейные символы вроде чугунных статуй эпохи сталинизма…
- Я бы хотела добавить, что Плюмбум не так примитивен, как ты с Вадимом его расписываешь, - высказала свое мнение Елена С. – Авторы не делают из героя законченного негодяя. У него есть и человеческие, детские черточки. Вспомни, как отчаянно он бежит за поездом, в котором уезжает преданная им женщина. Мне кажется, в этой попытке оправдаться он искренен.
- А как же сцена, где Плюмбум допрашивает своего отца-браконьера, упиваясь при этом властью? – спросила Ирина Б. – Разве здесь его можно оправдать?
- Я и не утверждаю, что Плюмбум – идеал. Плохо, что он допрашивает отца. Но, по-твоему, надо оставлять преступление безнаказанным? – задала в свою очередь вопрос Елена С.
Мне приходилось обсуждать «Плюмбум» и во взрослой аудитории, с учителями, воспитателями. И всякий раз возникали похожие вопросы. К примеру, не выдуман ли Плюмбум от начала и до конца? Или, наоборот, типичен? Прав он или не прав? Опасен или безвреден? Словом, кто ты, Плюмбум?
Не раз возникал вопрос и о некой дидактичности, прямолинейности сюжетных линий фильма: можно ли осуждать за это авторов? Согласен, есть вершины мирового киноискусства, фильмы со сложными, многозначными образами. Об этих картинах много пишут критики, их высоко оценивают кинематографисты. Но как юному зрителю от киносказок и мультфильмов сразу перейти к пониманию шедевров? Мыслимо ли сегодня восторгаться рядовой «мыльной оперой», а завтра восхищаться фильмами Феллини и Тарковского? Уверен, нужна промежуточная ступень, те фильмы, которые помогут молодым подняться от поп-культуры к подлинным произведениям искусства. Возможно, такие картины, как «Плюмбум», помогут хотя бы какой-то части молодых зрителей прийти к пониманию более сложного искусства. Того же «Парада планет», например. Конечно, при этом контакты молодежи с картинами, подобными «Плюмбуму», не должны проходить в неком вакууме. Здесь необходима интенсивная педагогическая работа – с обсуждениями, спорами, столкновениями различных мнений.
Александр Федоров, 1990
30 книг о медиаобразовании и кинематографе в свободном доступе: бесплатное скачивание:
20 книг о медиаобразовании, медиаграмотности, медиакомпетентности, медиапедагогике в свободном доступе: бесплатное скачивание:
Медиаобразование: история и теория.
https://www.researchgate.net/publication/278540526_Mediaobrazovanie_istoria_i_teoria
Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы
https://www.researchgate.net/publication/278539016_Massovoe_mediaobrazovanie_v_SSSR_i_Rossii_osnovnye_etapy
Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ
https://www.researchgate.net/publication/278541886_Mediaobrazovatelnyj_komponent_v_realizacii_magisterskih_programm
Медиаобразование в странах Восточной Европы.
https://www.researchgate.net/publication/278403996_Mediaobrazovanie_v_stranah_Vostocnoj_Evropy
Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом
https://www.researchgate.net/publication/278403758_Tendencii_razvitia_svetskogo_i_teologiceskogo_mediaobrazovania_v_Rossii_i_za_rubezom
Анализ аудиовизуальных медиатекстов
https://www.researchgate.net/publication/278534050_Analiz_audiovizualnyh_mediatekstov
Научно-образовательный центр«Медиаобразование и медиакомпетентность».
https://www.researchgate.net/publication/278403962_Naucno-obrazovatelnyj_centrMediaobrazovanie_i_mediakompetentnost
Медиапедагоги России: энциклопедический справочник.
https://www.researchgate.net/publication/278532543_Mediapedagogi_Rossii_enciklopediceskij_spravocnik
Медиапедагоги и теоретики медиакультуры зарубежных стран: энциклопедический справочник.
https://www.researchgate.net/publication/278531347_Mediapedagogi_i_teoretiki_mediakultury_zarubeznyh_stran_enciklopediceskij_spravocnik
Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности.
https://www.researchgate.net/publication/278521185_Slovar_terminov_po_mediaobrazovaniu_mediapedagogike_mediagramotnosti_mediakompetentnosti
Проблемы медиаобразования .
https://www.researchgate.net/publication/278519887_Problemy_mediaobrazovania_naucnaa_skola_pod_rukovodstvom_AVFedorova
Медиаобразование: вчера и сегодня.
https://www.researchgate.net/publication/278520919_Mediaobrazovanie_vcera_i_segodna
Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам
https://www.researchgate.net/publication/278404042_Mediaobrazovanie_i_mediakompetentnost_slovo_ekspertam?_iepl%5BviewId%5D=LnSUptb910dVHKyBy2swPG5q&_iepl%5BprofilePublicationItemVariant%5D=default&_iepl%5Bcontexts%5D%5B0%5D=prfpi&_iepl%5BinteractionType%5D=publicationTitle
Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза.
https://www.researchgate.net/publication/278516436_Razvitie_mediakompetentnosti_i_kriticeskogo_myslenia_studentov_pedagogiceskogo_vuza
Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании.
https://www.researchgate.net/publication/278518033_Mediaobrazovanie_v_SSA_Kanade_i_Velikobritanii
Медиаобразование будущих педагогов
https://www.researchgate.net/publication/278513942_Mediaobrazovanie_budusih_pedagogov
Медиаобразование в ведущих странах Запада
https://www.researchgate.net/publication/278514907_Mediaobrazovanie_v_vedusih_stranah_Zapada
Медиаобразование и медиаграмотность
https://www.researchgate.net/publication/278512949_Mediaobrazovanie_i_mediagramotnost
Медиаобразование в педагогических вузах
https://www.researchgate.net/publication/278508050_Mediaobrazovanie_v_pedagogiceskih_vuzah
Медиаобразование в России: краткая история развития
https://www.researchgate.net/publication/278505637_Mediaobrazovanie_v_Rossii_kratkaa_istoria_razvitia
10 книг о кинематографе в свободном доступе: бесплатное скачивание:
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей.
https://www.researchgate.net/publication/307138838_Otrazenia_Zapad_o_Rossii_Rossia_o_Zapade_Kinoobrazy_stran_i_ludej
Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики.
https://www.researchgate.net/publication/304625152_Kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_i_rossijskoj_kinokritiki
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики.
https://www.researchgate.net/publication/304624101_Otecestvennyj_igrovoj_kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_kinokritiki
Медиакритика в России: творческие портреты
https://www.researchgate.net/publication/309102272_Mediakritika_v_Rossii_tvorceskie_portrety
Трансформации образа западного мира на советском и российском экранах: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2016).
https://www.researchgate.net/publication/304744254_Transformacii_obraza_zapadnogo_mira_na_sovetskom_i_rossijskom_ekranah_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2016
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
https://www.researchgate.net/publication/268153255_Fedorov_AV_Transformacii_obraza_Rossii_na_zapadnom_ekrane_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2015_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_221_c
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
https://www.researchgate.net/publication/280305072_Fedorov_AV_Evolucia_obraza_Belogo_dvizenia_v_otecestvennom_i_zarubeznom_igrovom_kinematografe_zvukovogo_perioda_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_120_c
Западный экран: авторы и звезды
https://www.researchgate.net/publication/278526212_Zapadnyj_ekran_avtory_i_zvezdy_zapiski_iz_proslogo_veka
Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции.
https://www.researchgate.net/publication/278510112_Ekologiceskaa_tema_v_rossijskom_igrovom_kinoiskusstve_zvukovogo_perioda_problemy_i_tendencii
Права ребенка и проблема насилия на российском экране.
https://www.researchgate.net/publication/278511624_Prava_rebenka_i_problema_nasilia_na_rossijskom_ekrane