Про историю постройки Покровского собора или Храма Василия Блаженного я рассказывала в предыдущей статье. Сегодня давайте поговорим про его внутреннее убранство.
Центральная шатровая церковь с маленькой главкой и самая высокая из всех - церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая и дала название всему храму. Именно в праздник Покрова Пресвятой Богородицы начался удачный штурм Казани войском Ивана Грозного.
Пять церквей собора освящены в честь святых, в день памяти которых произошли важные события похода на Казань.
Четыре церкви с высокими луковичными главами находятся строго по сторонам света.
Церкви в плане образуют фигуру из двух квадратов, пересекающихся под углом 45 градусов, и образующих восьмиконечную звезду, которая является символом Пресвятой Богородицы и дня Воскресения Христа, а также напоминает о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к Христу-младенцу.
Богослужения в шатровой церкви Покрова Пресвятой Богородицы проходят 4 раза в год. Шатровыми храмами на Руси называют те, что имеют не сводчатое, а пирамидальное завершение.
Шатёр украшен геометрическим орнаментом - росписью 16 века . Подобные росписи на Руси в храмах применялись очень редко.
Под шатром между красными карнизами есть надпись, которую открыли во время реставрации в 60-е годы 20-го века. Это закладная летопись. Благодаря этой надписи стала известна точная дата окончания строительства собора.
В церкви Покрова Пресвятой Богородицы реставраторы показали фрагменты живописи трех разных эпох:
- В 16 веке все интерьеры собора были расписаны под кирпич и белый камень, роспись воссоздана по найденным фрагментам.
- В 17 веке появился цветочно-травный орнамент.
- В 18 веке стены и свод были покрыты изображениями святых, библейскими сюжетами в растительном обрамлении.
Иконостас Покровской церкви изготовлен в 17 столетии. Он перенесен сюда из собора Черниговских чудотворцев Московского Кремля, который до наших дней не сохранился. Такой тип иконостаса называется каркасным или рамочным: каждая икона окружена собственной рамой, а место между ними заполнено разнообразным декором. Все иконы иконостаса написаны в 18 веке и поновлены в 19 веке.
Пол церкви выложен в 16 веке из кирпича «в шашку».
Вокруг церкви Покрова проходит обходная галерея, которая соединяет между собой все приделы собора. А в саму нее со стороны галереи ведет несколько порталов, украшенных резным кирпичным декором.
Портал справа оставили не расписанным, чтобы можно было увидеть его конструкцию. Декоративные детали выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а арочный декор выполнен резьбой на месте из так называемого кирпичного теста.
С каждой точки на обходной галерее всегда видны четыре церкви. Один из храмов всегда оказывается перед зрителем, а другой позади него.
Церковь входа Господня в Иерусалим:
Церковь входа Господня в Иерусалим имела особый статус. На Вербное воскресенье за неделю до Пасхи митрополит при огромном скоплении народа садился на осла (если его не было, то на лошадь), царь брал осла под уздцы и вел его из Успенского собора Кремля через Спасские ворота на Красную площадь к Покровскому собору, а в частности к его приделу, освященному в честь входа Господня в Иерусалим (на первой фотографии правая церковь с высокой главой).
Этот обряд символизировал въезд Иисуса Христа на осле в Иерусалим и проводился с 16 века до конца 17-го. После 1693 года в документах больше не было упоминаний о проведении данного обряда.
На картине В. Г. Шварца изображено «Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», 1865 год:
На западе Вербное воскресенье называется Пальмовым, пальмовые ветви христиане привозили из паломничества в Иерусалим. Поскольку пальмы в нашем климате не растут, то в русском обычае пальму заменяют вербой, а Пальмовое воскресенье - Вербным.
Покажу фотографии еще нескольких церквей Покровского собора:
Придел Василия Блаженного был пристроен к Покровскому собору уже после его постройки в 1588 году над захоронением Василия Блаженного после его канонизации. Для этого разобрали часть стены уже построенного собора.
Над захоронением Василия Блаженного установлен резной балдахин и рака, хотя она пуста. Василий Блаженный захоронен в земле ниже уровня пола.
Иконостас церкви – конец 19 века, хотя включает в себя более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» 16 века и «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» 18 века.
Интересен и пол церкви: он покрыт чугунными плитами Каслинского литья:
Василий Блаженный обладал даром предвидения, ему приписывают много чудес.
По одной из легенд он собирал деньги на строительство Покровского собора: приносил деньги на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто эти деньги не трогал, пока перед своей смертью юродивый не передал их Ивану Грозному. Однако, в настоящее время датой смерти Василия Блаженного считается 1557 год, а строительство храма началось в 1555 году.
С 1997 года в церкви Василия Блаженного возобновили воскресные и праздничные богослужения (вход свободный).
Храм Василия Блаженного в качестве музея можно посетить в летние месяцы каждый день, в остальное время каждый день, кроме вторника с 10.00 до 18.00. Стоимость посещения – 500 руб., за 300 руб. можно взять аудиогид по собору.
График экскурсий, время работы и стоимость посещения Покровского собора, а также актуальную информацию о проводимых мероприятиях можно уточнить на официальном сайте https://shm.ru/museum/hvb/
Читайте также:
К 460-летию Храма Василия Блаженного...
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые рассказы про интересные места нашей удивительной планеты.
Больше фото - в Instagram: Nlatintravel
Автор снимков : Новикова Наталья
Копирование и использование фотографий без письменного разрешения автора запрещено