В этом году Citroën отмечает свое 100-летие. Инновационная компания имеет историю, полную интересных и удивительных идей. Те, которые она практиковала во время Второй мировой войны, чтобы саботировать производство для нацистских оккупационных войск, неожиданно просты.
Это деталь в истории автопроизводителя, о которой было бы легко забыть. Однако в своей книге «Ситроен 2CV» упоминается автор Джон Рейнольдс, и, хотя, вероятно, больше нет свидетельств саботажа, это звучит правдоподобно и функционально.
Во время нацистской оккупации Франции автомобильный завод, конечно же, находился под контролем Германии и должен был производить грузовики для нужд Третьего рейха. Сам автомобильный завод тогда возглавлял бывший капитан французских ВВС времен Первой мировой войны Пьер-Жюль Буланжер по прозвищу друзья PJB. Он знал, что должен был подчиниться нацистской воле и оставить машину. Однако он пытался усложнить доставку готовых автомобилей.
Поэтому он дал своим сотрудникам «секретный» приказ, что, конечно, им приходилось ослаблять как можно больше, но только до такой степени, чтобы это не было крайне подозрительным и не вызывало репрессий на фабрике. Буланжер, однако, изобрел еще один способ усложнить жизнь немецким оккупантам. И это очень просто и умно.
Он приказал рабочим на производстве устанавливать на вагоны не тот масляный щуп. Они были лишь слегка изменены по сравнению с правильными, просто с канавкой, показывающей правильный уровень масла, прижатой чуть ниже, чем обычно. Когда нацистские механики проверили уровень масла в двигателе, щуп показал правильное значение между выемками, но на самом деле это был низкий уровень, что означало недостаточную смазку двигателя.
Новые и полностью функциональные автомобили покидали завод, но они были «запрограммированы» простым изменением, чтобы рано или поздно сломаться. Идеально в ситуации, когда немецкие солдаты ничего подобного не ожидали.
К сожалению, нет записей, подтверждающих эффективность такого саботажа. Тем не менее, Буланжер, как говорят, в большой степени был среди нацистов, и когда французское сопротивление в штаб-квартире гестапо в Париже позже нашло список врагов империи, Буланжер, как говорили, был одним из первых.
Поэтому вполне вероятно, что его тактика сработала хотя бы частично и, по сути, осталась незамеченной. Кстати, PJB удалось скрыть от нацистов прототипы 2CV, разработка которых началась до войны и была завершена сразу после нее. Хотя даже во время военной машины иногда оставалось время для небольших разработок. В результате инженеры смогли дооснастить капитально отремонтированный 2CV (Veleslavin 'duck) после войны за три года, и автомобиль был примерно вдвое дешевле немецкого Volkswagen Beetle.