Речь идет о самом популярный в мире узкофюзеляжном реактивном пассажирском самолете Boeing 737.
Общее количество жертв в результате аварий лайнеров семейства 737 достигло 5386 человек. Это кошмарная цифра вызывает дикий страх не только у аэрофобов, но и у тех, кто никогда ранее не боялся полетов. Я предлагаю разобраться, насколько все плохо на самом деле и так опасен ли этот лайнер?
Давайте, для начала, узнаем некоторые факты об этом самолете.
- Тип - узкофюзеляжный пассажирский самолёт
- Первый полёт - 9 апреля 1967 года
- Статус - производится, эксплуатируется
- Единиц произведено - 10557 (июнь 2019 года)
И так, самолеты семейства Боинг-737 является самой успешной программой строительства пассажирских самолетов в мире. Вы только вдумайтесь, первые заказы на самолеты Boeing 737 были размещены еще в 1965 году и с тех пор их объем составил более 10000. Но не стоит думать что самолет за пол века не модернезировался. Всего в семействе самолетов Boeing 737 насчитывается уже 4 поколения.
Original - модели 737-100/200
Classic - модели 737-300/-400/-500
Next Generation - модели -600/-700/-800/-900
737 MAX - модели -7/-8/-9/-10
Самолеты ранних серий Boeing 737 Original предназначались для эксплуатации на ближних и среднемагистральных маршрутах и производились с 1967 по 1985 годы. Всего построено 1831 самолет ранних серий.
В начале 1980-х гг. на самолеты Боинг-737 были установлены новые двигатели и цифровая авионика, что привело к появлению серии Boeing 737 Classic. Всего за период с 1984 по 2000 годы было произведено 1988 самолетов серии Boeing 737 Classic.
С 1997 г. в авиакомпании поставляются самолеты серии Boeing 737 NG (Next Generation), оснащенные более экономичными современными двигателями, новым увеличенным крылом, а также новым оборудованием салонов. Самолеты нового поколения имеют более высокую скорость, дальность и экономическую эффективность по сравнению с предыдущими моделями. Boeing 737 NG производятся и в настоящее время и наряду с самолетами семейства Airbus A320, являются основными среднемагистральными лайнерами авиакомпаний по всему миру.
С 22 мая 2017 г. в авиакомпании поставляются самолеты серии Boeing 737 MAX. Основное отличие от NG - более мощные и при этом более экономичные двигатели. Есть ряд доработок в планере в авионике.
Самолеты серии MAX — самые продаваемые в истории Боинг. Число заказов на такие лайнеры уже превысило 4500 единиц по всему миру. Согласно данным производителя, среди покупателей крупнейшие авиакомпании мира, в том числе и российские. Но производство и эксплуатация приостановлена! Почему?
Потому что 10 марта 2019 года в Эфиопии произошла серьезная авиакатастрофа с участием Boeing 737 MAX 8. После этого авиакомпании Китая приняли решения приостановить эксплуатацию этой модели. 12 марта 2019 года отказались от использования Боинг 737 MAX 8 Германия, Франция, Австрия и Великобритания. Вслед за ними остальные государства Евросоюза. 13 марта 2019 года Дональд Трамп объявил о запрете на эксплуатацию всех модификаций Boeing 737 MAX. Федеральная Служба Авиации США изучила информацию со спутника и пришла к выводу, что катастрофа, произошедшая в октябре 2019 года в Индонезии, имеет схожий сценарий с катастрофой 737 MAX Эфиопских авиалиний.
На июль 2019 года произошло 465 серьезных авиационных происшествия из которых 211 привели к разрушению самолета и гибели 5386 человек. И действительно цифра ужасает, любой аэрофоб после этих цифр и на близко не подойдет к этому типу самолета. Воздухоплавание это наука тесно взаимодействующая с математикой, а математика любит цифры, точные цифры. Давайте при помощи цифр и расчетов ответим на вопрос, так ли опасен этот лайнер.
Мы уже выяснили что боинг 737 является самым массовым пассажирским авиалайнером в мире. Произведено больше 10000 единиц и поставляются они с середины 60-х годов двадцатого столетия. Хоть и цифра у модели не менялась, не стоит забывать что сменилось 4 поколения и, в принципе, это разные самолеты, хоть они и схожи по дизайну. Поэтому для удобства мы будем считать колличество катастроф у каждого, отдельно взятого поколения. Опять же, для удобства мы будем считать количество катастроф на миллион полетов. Вы наверное подумали миллион полетов это очень много...но это не так, с учетом того каждые 4,6 секунды в мире взлетает один 737-й. эта цифра вполне реальная. И так, приступим.
ЭПП Эквивалент полной потери: это сумма пропорций убитых пассажиров для каждого фатального события. Например, 50 из 100 пассажиров, погибших на рейсе, составляют ЭПП 0,50, 1 из 100 - ЭПП 0,01. Коэффициент фатальных событий определяется путем деления общего ЭПП на число рейсов в миллионах.
Поколение Original
- Полетов - 58.29М
- ЭПП - 36,43
- Коэффициент фатальных событий на миллион полетов 0,62
Поколение Сlassic
- Полетов - 79.60M
- ЭПП - 10,99
- Коэффициент фатальных событий на миллион полетов 0,14
Поколение Next Generation
- Полетов - 100.3M
- ЭПП - 6,08
- Коэффициент фатальных событий на миллион полетов 0,06
Поколение Max
- Полетов - 0.6M
- ЭПП - 2,00
- Коэффициент фатальных событий на миллион полетов 3,08
Все Боинги 737 за всю полувековую историю
- Полетов - 238.84M
- ЭПП - 55,5
- Коэффициент фатальных событий на миллион полетов 0,23
Вывод
Сухие цифры говорят, что Boeing 737 не самый безопасный авиалайнер: 0,23 катастроф минимум с одной жертвой. Это почти в три раза больше, чем для семейства Airbus A318/319/320/321, с которыми происходит 0,11 летальных аварий на миллион полетов. Но не стоит забывать, что Аэробус начал эксплуатироваться намного позже чем Боинг 737, и как бы это ужасно не звучало, во много благодаря катастрофам первого поколения 737 европейский авиагигант смог сконструировать настолько безопасный самолет. Европейцы не забыли что на чужих ошибках нужно учиться.
Самолеты поколения Original на пенсии, Classic летает в очень бедных и неразвитых странах (но и там уже выводят из эксплуатации) а полеты MAX приостановлены. На сегодняшний день в небе только семейство Next Generation он является самыми массовыми за всю историю Боинга, а одновременно в воздухе каждый день находится около тысячи бортов с цифрами 737 на фюзеляже. И его можно смело назвать одним из самых безопасных самолетов и чудом инженерной мысли.
А на этом все! Спасибо что дочитали до конца, если вы не согласны, то я с радостью поспорю с вами в комментариях!