Найти тему
УРА.РУ

К концу года бензин может подорожать на 9 рублей. Как этого избежать

В ноябре 2018 года, чтобы избежать дефицита топлива и последующего его подорожания, власти обязали нефтяников поставлять больше бензина и дизеля на внутренний рынок, чтобы удерживать рост цен в пределах инфляции. Иначе правительство угрожало повысить экспортные пошлины и сделать поставки топлива за рубеж невыгодными.

В первый же день после разморозки цен Московская топливная ассоциация сообщила, что горючее на столичных заправках подорожало. На некоторых станциях цены за литр АИ-95 выросли разом на 10 копеек, а за литр АИ-92 — на 3 копейки. Аналогичная ситуация произошла и в других регионах страны. Решать проблему надо было срочно, и глава Российского топливного союза Евгений Аркуша предложил распродать часть стратегических запасов топлива Росрезерва. По словам Аркуши, так можно снизить цены на топливо в России.

На сегодняшний день объемы запасов Росрезерва известны только ограниченному числу лиц, поскольку эти данные —  государственная тайна. Росрезерв хранит топливо на случай чрезвычайных ситуаций, и раскрытие информации о его количестве угрожает безопасности страны. По оценкам экспертов, запасы бензина, керосина и дизеля в государственных хранилищах велики, однако использовать их для стабилизации цен на топливо невозможно сразу по нескольким причинам.

«Рассекречивать объемы Росрезерва, запасы которого предназначены на случай, скажем, войны, никто не станет. Государство не пойдет на открытую торговлю какими-либо стратегическими материальными ценностями, в том числе топливом», — объяснил в беседе с «URA.RU» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Еще одна причина — плохое качество топлива в запасах Росрезерва. По словам Танкаева, стратегическое горючее непригодно для обычных автомобилей из-за того, что оно несколько лет отстаивается в запасниках. «Бензин не вечен. Он не может долго храниться, он теряет октановое число. И тот бензин, который выходит из Росрезерва после пяти лет хранения, прямо скажем, по качеству далеко не лучший. Другое дело - военная техника. Она по определению всеядна и готова работать на низкокачественном топливе», - говорит собеседник агентства.

Проблема в том, что у нас довольно высокие акцизы, налоги и сборы, связанные с топливом. По словам эксперта, мы можем хоть все города залить дешевым бензином, но, если российским компаниям будет выгоднее продавать бензин за рубеж, то «они будут продолжать продавать его туда».

Отечественные компании и правда зарабатывают больше, поставляя топливо на внешние рынки. Например, в июне тонна бензина АИ-92 на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже стоила чуть больше 47 тысяч рублей, а на экспорт ее можно было продать с выгодой — в среднем за 53 тысячи. Так в России уже не один год. Видя это, правительство пошло на заморозку цен.

Теперь же, когда срок соглашения истек, и цены на топливо снова начали понемногу расти, контролировать рынок бензина можно только двумя способами, считают специалисты. «Первый путь — повышение цен до того уровня, когда все участники рынка будут получать достаточную прибыль. Не избыточную, не сверхприбыль, а просто достаточную. Второй путь — снижение налоговой нагрузки», — отметил Рустам Танкаев. Сейчас власти предпочитают идти по первому пути, игнорируя второй. По словам эксперта, решение правительства повысить акциз на бензин и дизтопливо на 50% только усилило нагрузку на нефтяников и «разрушило рынок топлива».

Специалисты сходятся во мнении, что ситуацию с подорожанием бензина стоит взять под контроль как можно скорее. Несмотря на оптимистичную статистику (по данным Росстата, за последнюю неделю июня бензин подорожал всего на 0,1%, а цены на дизель не изменились вовсе), самонадеянное отношение властей к ценам на топливо чревато последствиями. Специалисты уверены: если ничего не предпринимать, то к концу года цены на бензин в среднем вырастут на 9 рублей за литр. И с этим ничего сделать будет нельзя, потому что все участники рынка должны получать хотя бы какую-то прибыль для того, чтобы минимально существовать.